XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
323
И поидохомъ во своя кельи, и мало опочихомъ. Приидоша
старцы и позваша насъ къ записки, мы же всѣ приидохомъ въ па-
триаршу въ келью. И тутъ стали всякова человѣка и мене въ
книгу записовать, а у записки сидѣлъ митрополитъ Птоломаидской
да намѣстникъ патриаршей. А от записки брали съ богатыхъ по
десяти, по осми, по пяти червонныхъ, а съ убогихъ - по пяти та-
лерей. И какъ уже всѣхъ переписали, такъ питропос, сирѣчь
намѣстникъ, позвалъ мене. Такъ я къ нему пришолъ, по обычаю
л. 45 об. поклонился да и подалъ ему // царской листъ московской. Потомъ
мнѣ велѣлъ питропосъ сѣсть, и я сѣлъ. Питропосъ, взявши госу-
даревъ листъ, разгнулъ, а честь не умѣетъ. Толко гербъ царской
смотрѣли, да и поцѣловалъ гербъ царской, потомъ митрополитъ
поцѣловалъ. А самъ питропосъ такъ мнѣ сказалъ чрезъ толмо-
ча: "Для ради де великаго государя царя Петра Алексиѣвича и
ево ради царскова здравия все тебѣ добро будетъ у насъ. Не пе-
чался-де ничемъ, дадимъ тебѣ келью добрую и станемъ-де тебе
водитъ по святымъ мѣстамъ, гдѣ-де намъ возможно. Α гдѣ
невозможно и коими мѣстами босурманы владѣютъ, а христианъ не
пущаютъ, тутъ-де и сами не вольны". И я вставши да поклонился.
И питропосъ мнѣ молвилъ: "Иди-де теперьво въ келью
опочивать, а когда-де будетъ время, убравшися, станемъ-де васъ вадить
по святымъ мѣстамъ". А грекамъ завистно сильно, что
питропосъ такую показалъ любовь. И тако поидохомъ въ келью и
препочихомъ.
И бысть якобы о полунощи, стали клепать въ доску ко утрени.
Мы же приидохом въ церковь царя Константина и матере его
Елены и тутъ мало постояхомъ. Когда начали на утрени кафизмы
говорить, тогда намъ стали свѣчи раздавать и повѣли насъ ночи со
свѣчами по святымъ мѣстамъ. Прежде привели тутъ, гдѣ Хри-
стосъ сидѣлъ на камени, когда явился Марии Магдалины. Тутъ
надъ тѣмъ каменемъ здѣланъ чуланъ дощатой зъ дверми, да и за-
мыкаютъ. А камень, что столъ, круглой; камень - красной
кремень. Α гдѣ Христосъ сидѣлъ, то мѣсто сребромъ обложено и
позлащено. Тутъ, подле того каменя, церковь Иакова, брата Божия,
а служатъ въ ней греки. Тутъ мы, тотъ камень цѣловавше, пошли
до церкви, гдѣ Мариа Египетская плакала предъ образомъ Прес-
вятыя Богородицы. Потомъ повели насъ до Авраамовой церкви.
Пришедъ въ тую церковь, цѣловахомъ то мѣсто, гдѣ Исаакъ сто-
ялъ связанъ, когда его Авраамъ хотѣлъ заклать. И то мѣсто
обложено сребромъ и позлащено, величиною съ болъшую тарелку.
Потомъ возвратихомся въ Великой монастырь. Идучи въ мо-
л. 46. настырь, цѣловахомъ врата Великия церкве, и тако // возврати-
11*