XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
322
Тексты
бить въ доску за трапезу. И, пришедъ, старцы стали насъ звать
за трапезу. Трапеза зѣло велика, толко жены себѣ ѣли въ кѣльи.
Потомъ ударили въ кандию, и стали "Отче нашъ" говорить, и
сѣли хлѣбъ ясти. И трапеза была зѣло доволна всячиною и вином
доволна была, поили нескупо. Уже пространнѣе тоя трапезы быть
нелзя, болшую часть далой несли. И, воставши изо стола, воздали
благодарение Богу.
Изъ-за трапезы повели насъ гулять на верхъ монастыря, по-
верхъ кѣльи, около Великия церкви, на гору Голгофу. И, падше,
поклонихомся и лобзахомъ святую гору Голъгофу. Потом стали
намъ указывать святыя мѣста: Елеонскую гору, Вифлеемъ,
обитель Саввы Освященнаго и Содомское море, Иорданъ-рѣку. И
тогда мы увидѣхомъ съ горы Голгофы мѣста святыя: гору
Елеонскую, иныя святыя мѣста - и от слезъ не могли удержатися от
радости. Падше поклонихомся на землю, и от радости той всю бѣду
арабскую забыхомъ, и хвалу Богу воздахомъ. А сами всѣ едино-
л. 45. гласно рекохомъ: "Слава тебѣ, Господи! // Слава тебѣ, святый, яко
сподобилъ еси насъ, грѣшныхъ, видѣти святый твой градъ! Прес-
вятый-святый Владыко, что воздадимъ тебѣ? Како насъ, недос-
тойныхъ, допустилъ со грѣхи нашими?"
И тако ходихомъ по крилу церковному великия церкви
Воскресения Христова, и смотрихомъ здания церковнаго. И дивихомся:
"Како матерь нашу церковь и таковую красоту отдалъ босурма-
номъ въ поругание?" И плакахомъ, на такое строение глядя, не
мощно от слезъ удержатися. И приидохомъ къ Великой церкви ко
окну, въ ней же подаютъ брашна братиямъ, кои въ Великой
церкви сидятъ заперты для службы сѳятыхъ1 мѣстъ, по верви пуща-
ютъ къ нимъ въ церковь. Мы же смотрихомъ сверху во окно
внутрь церкви, и видѣхом предѣлъ надъ Гробомъ Господнимъ, и
возрадовахомся радостию великою. А сами, какъ бы мощно, такъ
бы вскочили въ церковь, да невозможно от турокъ-сабак: они
церковь запираютъ и печатаютъ. И смотрѣхомъ внутрь церкви, и
дивихомся, и видѣхомъ тамъ2 старцов, ходящихъ по церкви, раз-
ныхъ вѣръ еретическихъ: овыя, ходя, кадят святая мѣста, а иныя
службы поютъ. Мы же дивихомся таковому безстудию ихъ. А
франки поютъ на органѣ, а всѣ тѣ воры нарицаются христианами!
Что пѣть дѣлать? Богу тако попустившу! И тако намъ доволъно
ходившимъ и вся святая мѣста смотрѣвшимъ, и уже от радости вся
бывшия скорби намъ на пути, на мори, от арапъ - всю уже тоя
скорбь забыли. Слава Богу! А когда шли во святый градъ Иеруса-
лимъ и видѣхомъ скорби всякия, все, конечно, отчаяхомся видѣти
святый градъ. И доволно ходихомъ по крылу церковному.