XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
319
четъ - ограбленъ. Вездѣ гоняются за однимъ человѣкомъ ара-
повъ по десяти, по дватцати. Многия коней и рухлядь покидали да
такъ от нихъ, сабакъ, бѣгаютъ. А болши псы-извощики тутъ же
л. 43. воруютъ, тутъ же мотаютъся межи тѣхъ. // Да извощики-та исъ
тѣхъ же селъ разбойническихъ, такъ имъ къстати воровать-та, са-
бакомъ, - тѣ же разбойники; перебѣгаючи, грабятъ: передний на-
задъ, а задний напередъ. Бабъ-та миленкихъ бъютъ! Пришедши,
возметъ бабу-ту или дѣвку за ногу, да такъ съ лошади даловъ во-
лочетъ, да бъетъ: "Дай пара!" Бѣдство великое от араповъ,
пощади, Господи, подобно что на мытарствахъ от бѣсовъ - истыя бѣсы,
зѣло насилие великое творятъ! А паша, окаянной, тол ко славу-ту
учинилъ, что за городъ выпроводилъ, да денги обобралъ съ че-
ловѣка по гривне, алтына по два, да пхнулъ межи горъ ко ара-
помъ, а за нами проводники и назадъ.
А я, грѣшникъ, и лошедь покинулъ да все бѣгалъ пешкомъ,
такъ они не такъ нападали. А когда набѣгутъ арапы созади или
въстрѣчю и хотятъ грабить и бить, такъ я нашол на ихъ ружье
острое. Бога-свѣта призову на помощь да безъпрестани кричю къ
Богу-та: "Владыко-человѣколюбче! Помози за молитвъ отца
нашего Спиридона!" - такъ они и прочь от мене. Да паки они
набѣгутъ, арапы, такъ я таки то жъ да то жъ. А они иной въ
глаза заглянетъ, а сам заворчитъ да и прочь. А я самъ удивляюся
человѣколюбию Божию; знать, молъ, что Богъ любитъ
Спиридона. Да спаси Богъ арапа, моего извощика, много имъ отбивался.
Гдѣ набѣгутъ арапы станицею, хотятъ грабить и бить, а онъ наро-
витъ дубиною самихъ. Они станут съ нимъ шумѣть, а я въ тѣ
поры уйду у нихъ. Потомъ иная станица набѣжитъ, а онъ опять съ
ними дратса станетъ, а я таки уйду. Да такъ-та весь день калю-
калъ. А я, су, выневши да ему паръ пять-шесть дамъ, такъ онъ за
мене и лучши стоитъ. А самъ мнѣ ворчитъ: "Е, попасъ, не бойся-
де, я-де тебе не дамъ грабить и бить". А самъ таки, злодѣй:
"Епиръ пара, дай-де пара, видешъ-де, какъ я за тебе со арапами
бъюся!". А я, су: "Ну онъ провались!" - выневши по шти денегъ,
по два алтына, да такъ-та ему днемъ-та съ рубль передовалъ, и
хлѣбомъ-та ему даю. Ну онъ къ Богу! Толко бы далъ Богъ здаро-
вья, не о денгахъ слово, увѣчья-та пущи денегъ. А они, сабаки, не
разбираютъ, и милости у нихъ нѣтъ: хошъ по головѣ, хошъ по
л. 43 об. глазамъ, куды зря. И то мы день весь шли, // ни пили, ни ѣли от
нихъ, сабакъ. Такое бѣдство чинятъ арапы, уже невозможно
такой бѣды человѣку от рождения своего видитъ! Толко ты вынешъ
хлѣба кусъ да къ роту, а иной заскоча съ стороны да и вырветъ.
А сами межъ себя и подерутся за кусокъ хлѣба.