XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
315
разнесло, ничего не нашли, толко корабленныя снасти побрали,
а то все пропало.
Октября въ 7 день приидохомъ въ Рамель-град и стахомъ въ
метахи монастырской. Тутъ одинъ старецъ иерусалимской жи-
ветъ для богомолцовъ. Градъ Ромель поболши Иоппии, а стоитъ
въ поли; нѣтъ подле ево ни рѣкъ, ни колодезей; а от моря
15 верстъ. Да от турка весь разоренъ, а приволенъ всячиною:
много селъ подлегло - два торга въ недѣли бываетъ. Винограду на
копѣйку полу насыпать; финики дешевы; лимоновъ 30-40 за
копѣйку; смокви зѣло недороги: плетенка за копѣйку сушеныхъ;
яицъ восемъ и десятъ за копѣйку; масло коровья дорого - десять
денегъ, два алтына; бумага хлопчатая дешева: фунтъ четыре ден-
ги, а пряденая по осми денег - то и торгъ, что бумага. И земля
хлѣбородная, и хлѣбъ дешевъ печеной. А когда сошлись всѣ бо-
гомолцы, тогда всякой харчь дорогъ сталъ, потому человѣкъ ты-
сящи полторы было, а городина неболшая - такъ, бывало, и не до-
будешъ хлѣба купить.
Въ Ромли одна церковь христианская вѣры, а другая ормян-
ская, третья францужская, сирѣчь папежская. А мы жили съ
греками на Иерусалимскомъ подворьи у церкви святаго
великомученика Георгия. Та церковь, что пишется въ чюдесѣхъ святаго Геор-
гиа, когда ея строили, и какъ въдовица столбъ восхотѣ тутъ же въ
церковь поставити, и корабленникъ вдовицынъ столпъ не восхотѣ
въ корабль положити. И когда прошла въдовица ко брегу
пристанища морскаго и увидѣла, что ея столбъ не взятъ, тогда она
плакала. И, пришедъ, святый Георгий рекъ женѣ: "Помоги ми сей
столпъ вкотити въ море". И тако святый Георгий невидим бысть.
А когда корабленникъ пришолъ ко пристаннищу ко Иоппии и
л. 41. увидѣлъ: столпъ у пристаннища лежитъ - // тогда ужасеся. А на
столпѣ подъписана: "Сей столпъ да поставится въ церкви, входя
въ церковь на левой странѣ". А когда церковь состроили, тогда
тотъ столбъ поставили въ церкви Святаго великомученика Геор-
гиа, какъ войдешъ въ полуденныя двери, на левой руки. А въ той
церкви западныхъ врат нѣтъ, толко полуденныя. А у тово столпа
стоитъ чюдотворный образъ святаго великомученика Георгиа въ
киотѣ, тотъ образъ, на которой стрѣлялъ турченинъ, а послѣ
сталъ христианиномъ да и замучился, что въ чюдесѣхъ святаго
Георгиа. Мы же, грѣшнии, тотъ чюдотворный образъ по вся дни
лобзахомъ.
Въ Ромли три подворья разныхъ вѣръ: первое - греческое,
второе - армянское, третье - француское и попежское. Францу-
ское и ормянское подворье - зѣло узорично строенье, полаты