XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
314
Тексты
А когда мы жили во Иопии, видѣхомъ бѣдство великое, какъ
разбойники разбиваютъ корабли. А разбойники - Малтискаго
острова нѣмцы, люты злодѣи, все море затворили. Ихъ отпущаетъ
разбивать папа Римской исполу да и благословение подаетъ имъ,
на всякой годъ отпущает по тритцати голенъ. Такъ они, какъ пой-
маютъ корабль христианской, такъ товаръ, денги поберутъ, и са-
ры христианский всѣхъ отпустятъ, и корабль корабленнику по-
рожжей отдадутъ. А турки прилучатся на христианскомъ корабли,
то всѣхъ въ полонъ возмутъ да и на каторги къ папѣ пошлютъ.
Возмутъ, такъ со всѣмъ въ свою землю отведутъ, а турокъ всѣхъ
на каторгу отдадутъ. Горе от сабакъ, от малтизовъ, - все Бѣлое
море затворили! Турокъ не можетъ съ ними управится: они под
самой Царьградъ подъѣжжаютъ да селы разбиваютъ. Таковы лихи
малтизы!
И жили мы во Иопии три недѣли. Потомъ, послѣ Покрова,
пришолъ корабль изъ Царяграда, а на корабли были богомолцы
разныхъ вѣръ: греки, армене, французы, жиды. А на другой
день турчинъ-началникъ прислалъ подъ насъ подводы и повели
насъ арапы въ городокъ Ромель, пятьнадесятъ верстъ от Иопии.
И того же дни приидохомъ въ Ромель-городокъ. А когда
богомолцы пришли во Иопию, тогда турки со всякаго человѣка зъ
грека брали по осми талерей, а со ормянъ, и зъ французовъ, съ
жидовъ - по шеснатцати талерей, въдвоя, кой не греческой
вѣры. Да и печатки всякому человѣку даютъ; а куда пойдутъ
изъ города, такъ печатки обираютъ, чтобъ другъ другу, инымъ
меж себе не давали. Да такъ въ воротѣхъ по одному человѣку
перебираютъ, да печатку возмутъ, да и пропустятъ. А когда въ
кой день пришли богомолцы, такъ тутошний чорной попъ, кой
въ метохи живетъ, дѣлалъ обѣдъ про богомолцовъ. А на обѣдъ
ходилъ зъ блюдомъ и бралъ съ человѣка по червонному, по та-
лерю, менши не бралъ.
Во Иопии харчью силно убого, нѣтъ никакой харчи. Вино-
градъ дорогъ, хлѣбъ такъже, яицы дороги; а рыба временемъ бы-
л. 40 об. ваетъ дешева, а иногда дорога. Да тутъ же передъ нами // во Иоп-
пию шолъ изъ Египта корабль зѣло великъ, и разбойники-малти-
зи за нимъ гнали. Такъ ужъ близъ Иоппии верстъ за десятъ кора-
белникъ подержался близъ берега, а корабль весь и разразился о
камень, а товаръ потанулъ весь, разнесло моремъ. Такъ кораблен-
ники съ корабля покидались: иныя въ сандалъ, иныя такъ совсемъ
брасалися въ воду да выплывали. А прилучилось ночи, такъ раизъ
со всѣми матросы прибѣжали пѣши во Иоппию, такъ бѣй съ вой-
скомъ пошолъ до тово мѣста да тоскали кое-что. А товаръ весь