XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
312
Тексты
вѣтръ былъ намъ противной - такъ по морю корабль шатался
туда и сюда. А поутру поглядимъ: анъ на томъ же мѣстѣ все
шатаемся. Потомъ сталъ вѣтръ по насъ, и къ полудни приидохомъ
опять въ Вифсаиду. И тутъ мы стояхомъ еще три дни, прослуша-
вали про разбойниковъ. И въ четвертый день поидохомъ подъ
Акри, что Птоломаида, и тутъ о полунощи пристахомъ.
Тогда нощи бысть буря зѣло велика, а корабль нашъ от
нужды волнъ зѣло разбивашеся. И тако та буря зѣло меня утомила, и
бысть весь огнемъ палимъ. Такъ во одной свитки на корабли ночь
всю валялся, а вѣтръ въ меня билъ. Да и зобѣжалъ въ меня вѣтръ
морской, такъ я и занемощевалъ. Такова была болѣзнь: три дни
ни сидѣть, ни лежатъ, ни стоять, ни ходить - матъ да и все тутъ.
А корабленники, миленкия, кой-что несетъ изъ города, купятъ
л. 39. тотъ то, иноя иной, да сидятъ надо м//ною, да и заставливаютъ
ѣсть: иной арбузъ принесетъ да даетъ, иной - алимоновъ, иной -
яблокъ райскихъ, иной - дыни, иной - винограду. Не опишешъ
ихъ добродѣтели, каковы миленкия добры были, кажется, ни
сродницы таковы. Что дѣлать? Уже мнѣ смерть ставится. Такъ я
легъ, да шубами куцами мене укутали - такъ я въспотѣлъ, такъ
полегчая стала.
Въ Вифсаидѣ дыни, арбузы зѣло недороги; винограду на
копѣйку полу насыпать; райскихъ яблокъ дватцать за копѣйку;
яицъ двенатцать-тринатцать за копѣйку; съмоквины свѣжия зѣло
недороги: ведро великая - копѣйка дать. Во Акрехъ все дорожа.
Сентября въ 14 день, на праздникъ Воздвижения Честнаго
Креста Господня, ѣдши хлѣба, послѣ полуденъ поидохомъ изъ
Птоломаиды на присталь Иерусалимскую. И въ нощи приидохомъ
ко граду Иопии, а по-турецки преименованъ Яфа, - присталь
Иерусалимская. Тутъ апостолъ Петръ пребывалъ у Симона Усморя.
Градъ хорошей, да нынѣ весь разоренъ: прежде от турка, потомъ
от француза. Иопия стоитъ при мори на горѣ красовито, а въ немъ
жилья немного, турки живутъ да арапы-христиане. У христианъ
одна церковь, и та на полѣ, толко стѣны, а то не покрыта, верхъ
збит и дверей нѣтъ. А служитъ въ ней чорной попъ, присланъ изъ
Иерусалима; тутъ-таки живетъ, на подворьи Иерусалимскомъ.
А тутъ онъ живетъ для богомолцов: пришедши, богомолцы тутъ
и стоятъ на подворьи том. А служитъ той попъ въ церкви по вос-
кресениемъ да по праздникомъ, а въ прочия дни въ кѣльи служит.
А какъ мы съ корабля приѣхали въ городъ и пришли въ мето-
ху, и тотъ попъ насъ принялъ и мѣсто нам далъ, потомъ учредилъ
намъ трапезу хорошую. А богомолцовъ еще никто на присталь не
бывалъ, мы еще первыя пришли. И препочихомъ тутъ два дни.