XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
311
Увы да горѣ! А хочится во Иерусалимъ, чтобы къ Воздвижениеву
дню, да уже такъ промыслъ Божий былъ.
А въ тѣ поры во Иерусалимѣ неладно было: арапы было весь
Иерусалимъ разорили. Горко было намъ. Мы уже у раиза проша-
лись, чтобы насъ отпустилъ: въ тѣ поры корабль шолъ до
пристани. А онъ намъ сказалъ: "Что пѣть де спѣшите, ай де мой хлѣб-от
вамъ надокучалъ? Да еще-де будетъ съ васъ, не отпущю-де я васъ,
не поставивши у пристани. Срамота-де моя, что де васъ на иной
корабль отпустить; не будетъ-де тово!" Доброй человѣкъ былъ
раизъ, спаси ево Богъ! Христианская душа миленкой былъ.
Бывала, приказываетъ всячину даватъ намъ ѣсть и пить, возилъ насъ
по морю четыре недѣли, поилъ, и кормилъ, и за корабль не взялъ.
А матросы что братья были родныя, всѣ безъ выбору были
добры; да, полно, языка-та не знали, а то бы и лутчи тово было.
Изъ Акрей поидохомъ въ Вифсаиду-градъ и идохомъ день.
Сентября во 2 день приидохомъ въ Вифсаиду-градъ. Вифсаида
зѣло стоитъ при мори красовито, и присталь хороша корабленная.
Тутъ мы поидохомъ во градъ; тогда про насъ сказали
митрополиту, такъ митрополитъ велѣлъ насъ къ себѣ позвать. И мы
пришли, такъ онъ велѣлъ сыскать толмоча съ нами говорить.
Потомъ велѣлъ намъ обѣдать дать, и мы обѣдали, рыбы было
доволно. А митрополитъ родомъ арапъ, а голова у него обрита
л. 38 об. почитай вся. Потомъ пошли мы въ церковь, и митропо//литъ при-
шолъ. Α мѣсто у него здѣлано у царскихъ дверей межъ иконъ,
такъ люди на него глядя и молятся: съ иконами въ рядъ стоитъ ли-
цемъ на западъ. Мы смотримъ: "Что, молъ, ето еще за уставъ?"
Инъ глядимъ, такъ еще не видали. Послѣ вечерни мы спросили
про нево, анъ сказали: "Да что де, су, онъ-де христианства отсту-
пилъ, онъ-де принялъ попежство; а патриархъ Антиохийский и
клятвѣ его предалъ; онъ-де и мяса ѣсть въ посты". А Вифсаида-
градъ епархии антиохискаго патриарха. Такъ мы, су, от него
уклонятся: "Пропади, малъ, онъ, окаянны!" Опять за мною не
единожды присылалъ, такъ я не пошолъ. Ну онъ къ Богу! А тутъ во
градѣ церковь попежская - костелъ, такъ ево французы оболсти-
ли въ свою вѣру.
Тутъ мы стояли пять дней. Потомъ раизъ корабль со
пшеницею выгрузилъ да иным тутъ товаромъ нагрузил, кой потребенъ
во Египетъ, малымъ лѣсомъ. Потом, поднявши парусъ, пошли
въспять ко Акремъ и идохомъ съ полдня. И зъ дерева увидѣлъ ко-
раулшикъ и закричалъ, что идетъ голенъ разбойнической. Такъ
възмѣтался раизъ, вѣлелъ парусы оборачивать, и поидохомъ
въспять къ Вифсаидѣ. И тако ночь всю бродили на одномъ мѣстѣ: