XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
310
Тексты
града до Фаворской горы верстъ с тритцать, а до Назарета верстъ
з дватцать.
Тутъ под тѣмъ градомъ гора Кармилская, гдѣ Илиа заклалъ
жерцовъ идолскихъ Езавелиныхъ. Зѣло гора узорична, брусомъ
вышла въ море, высока зѣло. Тутъ и потокъ Киссовъ подъ горою,
рыбы въ немъ зѣло много. Въ той въ полугорѣ монастырь Илии
Пророка, а живутъ въ немъ французы, турокъ имъ отдалъ. А от
града до Кармилския горы верстъ з десятъ черезъ затонъ, около
затона верстъ з дватцать будетъ. Межъ града и горы великой
затонъ, тутъ корабли убѣгаютъ от хартуны въ затишие. Тутъ мы по
граду ходихомъ гулять, видѣхомъ, прежняго царя какъ палатное
было строение зѣло узорично, церковь была Иоанна Богослова
зѣло предивна.
А когда мы ходихомъ, и увидѣхомъ въ башни много плотей че-
ловѣческихъ не въ разсыпании, цѣлы и саваны, какъ теперьво
положены. И мы вопросихомъ старца, кой насъ водилъ: "Что, молъ,
ето за тѣла лѣжатъ, что они въ цѣлости, и чево ради въ такомъ
мѣстѣ и в презорствѣ?" И онъ намъ сказалъ: "Дивная-де вещь над
етими людми сотворилось, уже-де инымъ близъ трехъсотъ лѣтъ.
Когда-де турокъ подъ етотъ град приступилъ и не взялъ, такъ-де
измѣншики, похотя турку градъ здать, выстрелили писмо на
стрелѣ и указали, съ которой стороны приступать. Такъ турки съ
той стороны стали приступать да и взяли градъ Птоломаиду. По-
томъ довѣдался митрополитъ, что стала изъ города измѣна, да въ
церкви и проклялъ ихъ, тѣхъ измѣнниковъ, и родъ ихъ. И тотъ-де
весь родъ тутъ лежитъ: коего-де не погребутъ, а земля и выке-
нетъ вонъ; такъ-де потомъ и знаемъ, что тотъ человѣкъ тово ро-
л. 38. ду. Да все-де ихъ от тѣхъ поръ тутъ кладутъ; // такъ-де, бывала,
ужасъ от нихъ: мимо пройти нелзя, что живыя лежатъ. А когда-де
патриархъ Иерусалимской ѣхалъ въ Царьградъ и тутъ-де къ намъ
заѣхалъ, такъ-де стали ево граждане молить, чтобъ ихъ
разрѣшилъ. Такъ-де патриархъ Дасифей проговорилъ надъ ними
молитву разрѣшалъную, такъ-де они разсыпались, а то-де ужасъ
былъ". Етакая диковинка, а теперво на нихъ такъ ужасъ
смотрѣть!
И жихомъ во Акрехъ четыре дни, и поидохомъ еще выше.
А намъ силно печално, что насъ раизъ не везетъ къ пристани
Иерусалимской. Да нечто здѣлаешъ, кали ему не въ путь! Онъ все
наравить, какъ назадъ пойдетъ во Египетъ, такъ такъ-та хощетъ
завесть. И добывахомъ проводниковъ, кто бы проводилъ до
Иерусалима. Такъ намъ сказали, что ни по коему образу ѣтемъ-де
путемъ не пройдешъ от арапъ. А всего ходу четыре дни, да нелзя.