XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
309
хомся своего спасения и другъ съ другомъ прощахомся, толъко
уже всякъ молъкомъ Бога въ помощь призываетъ, а въ сондалъ
воды много налилось. И пришли на то мѣсто, на устье самое; тутъ
рѣка мѣлка, а волны къ мѣли, что горы высокия, съ моря гонитъ.
Α мнѣ, грѣшнику, пришло въ разумъ пра отца Спиридона, и я на-
чалъ Богу молитися: "Владыко-человѣколюбче! Помилуй насъ,
грѣшныхъ, за молитвъ отца нашего Спиридона!" О дивное чюдо,
какъ косенъ Богъ на гнѣвъ, а скоръ на послушание! Видимъ, какъ
волъна хощетъ пожрать совсемъ сандалъ - инъ не дошедъ за
сажень да и разсыплется; другая такъже напряжется, хощетъ
пожрать да и разсыплется. А я, су, то жъ да то жъ: "Господи, помози
за молитвъ отца нашего Спиридона!" Да такъ-та насъ Богъ-свѣтъ
спасъ; а уже до конца извѣстно, что въ томъ мѣстѣ насъ Богъ
спасъ за молитвъ отца Спиридона.
А когда перешли лихое мѣсто, вышли уже на море, тогда
наши извощики, окаянныя арапы, не везутъ насъ на корабль:
"Дай-де намъ тал ерь! Мы-де бола от васъ пропали, потанули
бола". А имъ, сабакамъ, тамъ напередъ за извозъ дали, а ихъ, вра-
говъ, обычая-та не знали. Мы, су, то такъ, то сякъ, а они и веслы
покинули да и гресть перестали. Охъ, бѣда! Что съ сабаками
дѣлать? А до карабля будетъ еще съ версту добрую. А видимъ,
что корабль готовится къ подъему. А они не везутъ: "Дай-де та-
лерь, такъ и повеземъ!" Такъ стал переманевать: "У мене, молъ,
денегъ нѣтъ, раизъ, молъ, тебѣ за насъ дастъ". Такъ они, сабаки,
едва повезли. А когда привезли къ кораблю, такъ насъ матросы
тотъчасъ приняли, и рухледь нашу. А арапы и стали просить:
"Дай талерь!" Такъ я раизу сказалъ, что, молъ, мы имъ за работу,
что рядили, то въ Домяти напередъ и дали, они, малъ, насъ безъ
денегъ и не повезли. Такъ раизъ ухвотя рачагъ да кинулся на нихъ,
а они и отпихнули скорѣй от корабля да и поѣхали на море. Люты
сабаки, злодѣи-арапы!
Августа 24 день противу пятаго часа въ нощь поидохомъ по
морю. И подънявши парусы: все бысть вѣтръ добръ - и идохомъ
три дни и три нощи. И не бысть нам вѣтру добраго во Иерусалимъ,
л. 37 об. но поидохомъ мимо выше. // Намъ же сказаша матросы, что
Иерусалимъ минухомъ, такъ намъ тогда бысть печалъно и скорбно
зѣло. И тако въ четвертый день приидохомъ во градъ Птоломаи-
ду, а турецкое именование Акри. Градъ бывалъ зѣло хорошъ и
предивенъ бывалъ, а нынѣ весь разоренъ от турка. Тутъ живетъ
митрополитъ Птоломаицкой; церковь въ немъ одна толко
христианская, а христиане - арапы. Добры миленкия сильно до насъ
были, а иныя насъ къ себѣ и въ домы зывали хлѣба ѣсть. От того