XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
308
Тексты
толко что небо да вода вездѣ. Α гдѣ берега высокий, такъ тутъ
валами воду тянутъ; а колеса здѣланы что мѣльничныя да кушины
навязаны, да такъ-та и наливаютъ, а инде кошелями люди льют.
Зѣло земля Египетская доволна всѣмъ: и людми, жиламъ. Что го-
л. 36 об. ворить, ета земля у турка - златое дно! Всячина изъ // Египта въ
Царьградъ кораблями идетъ.
Нилъ-рѣка что выша, то ширя, къ Египту индѣ есть верстъ на
пять шириною. И шли мы Ниломъ-рѣкою въверхъ три дни и, не
дошедъ Египта верстъ за дватцать, поворотихомъ въ другую
проливу вънизъ по Нилу подъ Домятина. Тутъ Нилъ-рѣка от Египта
разшиблась двѣма гирлома: одно гирло пошло подъ Рахитъ, а
другое - подъ Домятъ. Удивителъная земля Египетская! Какъ посмо-
тришъ по берегу-та: вездѣ арбузы горами лежатъ, дыни; арбузъ
дать копѣйка великъ, и дынь такожде въ подъемъ. А когда мы съ
моря пришли подъ Рахитъ, такъ от усть Нила-рѣки видить Алек-
сандриа. А мы въ ней не были, верстъ з десятъ толъко мы от ней
стояли. А когда мы поворотихомъ, шли вънизъ три дни и на
четвертой день пришли въ Домять.
Присталь Домять - мѣсто хорошая, добро бы не болши
Рахита, и строенья такое жъ. Зѣло етемъ у турка пристани велики, и
корабли египецкия велики. А когда мы шли на корабли со
арапами, горко было силъно: люди-та что бѣси видѣниемъ и дѣлы. А
мы, троя насъ, что плѣнники, языка не знаемъ, а куда насъ ве-
зутъ - Богъ вѣсть. А хотя бы насъ куда и продали - кому насъ
искать и на комъ? Да спаси Богъ игумна! Онъ радѣлъ, миленкой, и
прыказалъ насъ беречи, такъ насъ хозяинъ-арапъ силъно
снабдѣвалъ и берегъ. А когда мы пришли въ Домять, такъ онъ
арапъ кликнулъ греченина да и отдалъ мене въ руки: "На де,
отведи ево въ метоху". Такъ греченинъ нанялъ араповъ под нашу рух-
ледь, да и пошли въ метоху, въ монастырское подворья. Тутъ насъ
игуменъ принялъ съ любовию и трапезу добрую учредилъ. А
языка не знаетъ, да старецъ у него, поворъ-сербинъ, онъ, спасиба,
языкъ руской знаетъ - такъ намъ отраднѣя стало. Слава Богу,
тутъ от печали поутѣшились, подали игумну грамотку. Такъ онъ
прочелъ грамотку да и сказалъ мнѣ: "Добро-де, корабль готовъ
есть во Иерусалимъ, утре готовся совсѣм". Такъ мы ему
поклонились, а сами обрадовалися: слава Богу, что безъ задержки, Богъ
далъ, корабль идетъ.
И августа 24 дня сѣдохомъ мы въ малой коикъ и поидохомъ
вънизъ по Нилу-рѣкѣ на море, а корабль въ тѣ поры грузили
на море. И когда мы стали выходить во усть Нила-рѣки на море,
л. 37. тогда насъ взяла погода вели//кая. Зѣло мы убоялися, уже отчая-