XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
304
Тексты
русъ, поидохомъ мимо городка, а сей городокъ, Новыя Костели,
такъже по обе стороны. От тѣхъ городковъ море уже разшиблась
островами и ширѣ въправо пошло подъ Святыя горы. От Царя-
града до Костелей полтараста верстъ. А мы поидохомъ вълѣво.
А от тѣхъ городковъ видить Афонская гора по захождении
солнца, въ день не видать.
И въ 29 день приидохомъ во градъ Сакизъ. Град зѣло хорошъ,
старинной, христианской; жильемъ пространенъ; а городовыя
стѣны всѣ от француза разбиты, какъ онъ ево бралъ; вѣтренихъ
мѣлницъ зѣло много, всѣ каменныя. Тутъ нашъ раизъ отдавалъ
сухари на каторги неволникамъ, въ Царѣградѣ бралъ. Полатное
строенье все каменное, садовъ много зѣло всякихъ. И виноградъ
дешевъ зѣло, вино дешево: по парѣ око; арбузы дешевы;
лимоны - по 20 за копѣйку; дыни дешевы. А стоитъ, какъ во Иеруса-
лимъ идешъ, на правой сторонѣ, на брегу моря, низко под горами
высокими - невозможно пѣшему человѣку взойти, а горы всѣ
каменныя. Тутъ наши товарищи пошли въ городъ за харчомъ, такъ
ихъ горачники засодили за горачь. Такъ, приѣхавши, намъ
сказали, что: "Вашихъ-де турки посадили за горачь". Такъ сѣдши въ
сандалъ да и поѣхалъ ихъ выручать - ажъ ихъ турка и выпустилъ.
Сказались, что "московь", такъ они и отпустили. А когда я вы-
шелъ на брегъ ко граду, тогда мене обступили неволники,
спрашивали про всячину. Ради миленкия! Дѣлаютъ тутъ городъ, стѣны
каменныя изъ земли ведутъ. Тутъ мы гуляли по городу и всякой
харчь покупали, и вино, и виноградъ, и арбузы, и дыни - всячину
на путное шествие. Тутъ въ городѣ зѣло много грекъ, и митропо-
литъ тутъ живетъ. И тако мы ходихомъ по граду, а мене уже
горачники не брали и не спрашивали. А когда нашихъ турки брали,
тогда они сказали, что: "У насъ-де на корабли указъ у папаса", -
такъ они меня потому и не спрашивали. И, пришедши на корабль,
начевахомъ, и утре подняхомъ парусъ и поидохомъ.
Августа въ 1 день приидохомъ въ городокъ Сенбяки. Въ томъ
городку живутъ все греки, а туракъ нѣтъ ничего. А все кораб-
л. 34 об. лен//ники до одново человѣка: когда они пойдутъ на море, такъ
у них одни бабы дома останутся; а то и попы всѣ на корабляхъ1
ходятъ въ промыслу, у иныхъ поповъ свои корабли. Городокъ
Сенбяки стоитъ на горѣ зѣло высоко, а за нимъ еще и вътроя
горы выша. Тутъ монастыри есть по горамъ, да я въ нихъ не былъ.
Тутъ раизъ корабль съ запасомъ выгружалъ, и стояли мы тутъ
семъ дней. Во всѣхъ тутъ матросахъ домы и жоны, такъ они изъ
Царяграда всякой припасъ годовой привезли, да выгружали всю
семъ дней, и тоскали на себѣ на гору. Чюдное дѣло, каковы ихъ