XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
299
А у патриархова двора въ тѣ поры стоятъ множество грекъ,
а власти у вратъ ожидаютъ патриарха. И тут ево власти во
вратѣхъ стрѣтятъ, и приимутъ съ коня подъ руки, и введутъ въ
полату патриаршу, и сядутъ съ нимъ на коврахъ; и турки тутъ же
сядутъ, началныя другии люди. И потомъ принесутъ имъ питии та-
бачныя. Архидиаконъ растянетъ пипку съ табакомъ да подастъ
патриарху, а протодиаконы - митрополитомъ, и епископомъ
своим, и туркомъ. Потомъ у нихъ пойдетъ столъ, а туркомъ служи-
вымъ, янычерамъ особой столъ, а началныя2 турки съ патриар-
хомъ ядятъ. Α послѣ обѣда патриархъ станетъ турокъ дарить:
началнымъ людемъ по 30, по 20, а редовымъ по пяти золотыхъ.
Таково поставление бываетъ всегда греческимъ патриархомъ, а
своими митрополиты не ставятся и дѣйства никакова не бываетъ.
А сами патриархи от постановления въ митрополиты берутъ по
3000 золотыхъ, а съ епископовъ - по 5000 ефимковъ, а съ по-
повъ - по сту золотыхъ.
А патриархъ, и власти, и попы греческия рукою не благослов-
ляютъ никого3 никогда, толко руку даютъ цѣловать, да и то бога-
тымъ, а маломощнымъ не даетъ цѣловать. И попы такожде не
благословляютъ, толко руку даютъ цѣловать, и то убогимъ, а бо-
гатымъ грекомъ не даютъ цѣловать; да богатыя греки и сами ими
гнушаются, рукъ таковых не цѣлуютъ и ни во что ихъ ставятъ.
л. 32. Нѣкогда у мене // было съ греками сопрѣния о ихъ поступкахъ
худыхъ. Α прѣние у насъ было на корабли, какъ плыли изъ
Египта въ Царьградъ, въ Великой постъ пред Свѣтлымъ воскресени-
емъ. И я имъ говорилъ: "Для чего, молъ, вы многия турецкия
поступки держите и всякия гадины ядитеѴ И они мнѣ сказали:
"Мы-де еще моячимъ, бутто христиане нарицаемся. Есть-де у насъ
такия грады греческия, такъ-де ни близъ христианства не хранятъ:
въ посты-де, въ среду и въ пятокъ мяса ядятъ и ничего
христианства не хранятъ".
Июня въ 22 день поидохом изъ Царяграда во Адринополь для
грамоты салтанской; а ходятъ изъ Царяграда въ Едрино въ поне-
делник да в четверток, а в иныя дни не ходят. И отидохомъ двѣ
мили, и стахомъ въ селѣ на приморьи, а село стоитъ подъ горою.
Тутъ застава стоитъ: турки товаръ досматриваютъ у торговыхъ
людей. Тутъ въ селѣ мостъ зѣло великъ каменной чрезъ рѣку.
И въ томъ селѣ ряды, что въ Царѣградѣ, со всячиною; и строенье
все каменное, улицы все каменем выстланы. А та рѣка зѣло
широка, будетъ съ Оку; изъ той рѣки вода приведена въ Царьградъ.
И въ томъ селѣ сжидались всѣ, стояли до вечера да и спустились
въ ночь. От Царяграда до Едринополя дорога все каменемъ слана;