XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
298
Тексты
8. Патриархи, и митрополиты, и попы усы подъбриваютъ и гу-
менцов себѣ не простригаютъ, но нѣкако странно сънизу кругомъ
голову подъголяютъ до полъголовы, а иныя сопреди подъбреятъ
до полъголовы, что абысы турецкия; да знать, что съ тѣхъ пере-
водовъ такъ дѣлаютъ, что у нихъ научились.
9. Всякия гадины и ползающия въ водѣ ядятъ и въ Великой
постъ.
10. Простолюдины и бабы ходятъ сквозѣ царския врата во
олътарь, и затворяютъ бабы; а кодятъ простолюдины поповски:
какъ идетъ съ переносомъ, а онъ мужикъ идетъ перед попом
задомъ да кадиломъ махаетъ на "Святая".
11. Греки, когда за трапезу садятся, то всѣ сидя "Отче нашъ"
говорятъ; и послѣ трапезы "Достойно есть" все сидя, не встаютъ.
12. Евангелие чтутъ, оборотясь на западъ въ церкви.
13. Свѣчи у нихъ - воскъ мѣшаютъ съ саломъ да съ смолою,
а воскъ бѣлой; инъ когда свѣчи горятъ, зѣло въ церкви тяжко
свѣжему человѣку стоятъ; а щипцовъ у нихъ не держатъ въ церк-
вахъ: когда нагоритъ на свѣчи хорошой агаръ свѣтилна, тогда
снявъ свѣчю съ подсвѣчника, да наступитъ ногою, да и оторветъ
свѣтилню. Странно, пощади, Господи!
14. Часовъ предъ обѣднею не поютъ, какъ объдни не будет.
15. Патриархъ греческой церкви во откупъ отдаетъ погодно,
на годъ по сту, по двѣстѣ талерей; а кто болъши дастъ, хошъ та-
лерь передастъ, такъ тому и отдаетъ. Странно зѣло!
Въ Царѣградѣ на Богоявлениевъ день греки мечютъ въ море
кресты древянныя, а за то турку даютъ дачю великую, чтобъ
вѣлѣлъ въ море кресты метать; и съ того дня корабли греческия
пущаются на море въ промыслъ. А греческимъ. патриархомъ став-
л. 31 об. ки не бываетъ, // какъ святая соборная церковь прияла; и ста-
витъ1 ихъ турецкой салтанъ: они у турка накупаются на
патриаршество дачею великою. А когда въ Царѣградѣ патриархъ умретъ,
тогда паша цареградской ризницу патриаръшу къ себѣ возметъ и
отпишить къ салтану во Адринополь, что патриархъ греческой
умеръ. Тогда греческия власти многия поѣдутъ во Адринополь и
тамо съ салтаномъ уговариваются и торгъ ставятъ о патриар-
шествѣ. И кто болши дастъ, тово салтанъ турецкой и въ
патриархи поставитъ и дастъ ему писмо къ паши. А паша возметъ съ него
подарку тысячи три золотыхъ и дастъ ему ризницу и патриарше-
ску одежду. Мантию со источниками надѣнетъ на него и посадить
на конь свой, а передъ нимъ идутъ и за нимъ человѣкъ двестѣ ту-
рокъ съ дубъемъ, а иныя за стремя держатся ево - и тако онъ съ
великою помпою и пыхою ѣдетъ до двора патриарша.