XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
297
женихомъ съ невѣстою молодешъ: скачютъ, пляшут, пѣсни по-
ютъ, въ ладони бъютъ, въ свирѣли, въ скрипицы, въ волынки
играютъ. А кои богатыя, такъ невѣста въ коретѣ. А когда пѣши
идутъ, такъ женихъ съ невѣстою, рука съ рукою сцепившися,
идутъ, а за ними уже турчинъ зъ дубиною въ шлыку высокомъ,
что халдей, оберегаетъ, чтобъ обиды не было и дорогу очищаетъ.
А греки тѣхъ турокъ многою цѣною нанимаютъ.
Въ Царѣградѣ у грекъ во Иерусалимском монастырѣ послѣ
Вознесения Христова въ субботу ставили въ митрополиты не так,
как у нас на МосквЪК Амбвона не дѣлали, толко три стула
поставили да коврами покрыли. А у ставки былъ митрополитъ Иракли-
ской да два епископа, а патриарха не было. Да и не ставитъ патри-
архъ самъ никого: ни поповъ, ни диаконовъ - все присылаетъ во
Иерусалимскую церковь. Та церковь чесна у грекъ, властей и
поповъ все въ ней ставятъ. А какъ поставили митрополита, такъ вы-
шедши изъ церкви, да и скинутъ пеструю манатью и посохъ, да и
пошли въ полату обѣдать. И митрополита пошли греки
здравствовать. Ту, сидя, пъютъ и всѣмъ даютъ; кто не пришолъ, всѣмъ под-
носятъ да и закуски даютъ. И поставивши того митрополита, я про
него спросилъ: "Куда, малъ, ево поставили?" И они смѣются да
сказали: "Бѣдной-де митрополитъ, на село-де поставленъ". А
церковь одна, а митрополитъ словетъ. И то все у турка2 и у
патриарха накупаются дачею великою. У греческихъ властей нѣтъ
пѣвчихъ, толко попъ да диаконъ. А новой митрополитъ поутру въ
л. 31. недѣлю на клиросѣ пѣл. // Въ Царѣградѣ приезжей человѣкъ не
познаетъ греческихъ властей: приличья нѣтъ никакова, что
власть ли, простой ли старецъ - одѣяние равно, что рядовой ста-
рецъ, такожъ и власти.
О несогласии греческомъ съ восточною церковию:
1. Греки въ крещении обливаются.
2. Крестовъ на себѣ не носятъ.
3. Неистово крестятся: ни на чело, ни на плечо не доносятъ; ма-
хаютъ сѣмо и овамо.
4. Въ церквахъ стоятъ въ шапкахъ, какъ молятся, не скидаютъ;
а стоятъ въ стойлахъ гордо, искривя бокъ, а гледятъ не къ ико-
намъ, но на стѣны.
5. Служатъ на одной сторонѣ просфирѣ, и то на черствой; а
мирския у нихъ, не говѣв, причащаются.
6. Патриархи, митрополиты и всѣ духовныя играютъ въ карты
и въ шахматы.
7. Патриархи, митрополиты табакъ пъютъ и во грѣхъ тово не
ставятъ.