XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
296
Тексты
У грекъ жоны самоволъны. Будетъ которая женка не
восхотела съ мужемъ жить, пошедъ къ патриарху, подала
челобитную, что не хочю съ мужемъ жить. А патриархъ призоветъ мужа
и станетъ распрашивать; и будетъ не сыщетъ вины за мужемъ и не
похощетъ развести, а жена скажетъ: "А коли не похощешъ меня
развести, я шедъ да турка до буду туркенею". А патриархъ, милен-
кой, и разведетъ, чтобъ не потурчилася. Грекомъ ни жонъ, ни
дѣтей поучить, побить нелзя. За какую вину будетъ сталъ бить, а
онъ и сталъ во окно кричать: "Хощю туркомъ быть!" - а турки
пришедъ, да и возмутъ, и потурчатъ. Етакое житие греческое -
неволная управа съ женами и зъ дѣтъми, а таки гордостию
неотмѣнны!
Патриархъ греческой ходитъ что простой старецъ, и не узна-
ешъ, что патриархъ. А куда греки позовутъ обѣдать, то онъ
взявши простой посошокъ да и пошолъ, а за нимъ толко один диаконъ.
Митрополиты ихъ и всѣ власти греческия по улицамъ, по редамъ
просто тоскаются; хошь бы на шесть денег чево купить, то самъ
поволокся. А старцы греческия, что стрѣлцы, гоняютъ безъ кло-
буковъ по рядамъ, по улицамъ. И въ церкви зѣло неискусны
греки; и жоны ихъ къ бѣлымъ попамъ не ходятъ на исповѣдь, все къ
чорнымъ. Греки во весь Великой постъ рыбы не ядятъ, а раки и
всякую гадину ядятъ. А въ царския врата въ церкви всякъ у нихъ
сквозь ихъ ходитъ. А митрополиты греческия въ церквах зѣло
неискусны: все смѣются и зъ греками говорят съ стороны на
сторону, и пѣния не слыхать, а самъ, что коза, назадъ оглядовается, кри-
читъ по церкви - зѣло не хранятъ своего чина ни церковнаго. На-
л. 30 об. ши поселянския попы // лутше ихъ митрополитовъ. Α всѣ
греческия власти у себе въ кѣльи красиковъ держатъ; а греки, сказы-
ваютъ, всѣ содомства насыпаны.
Греческия дѣти зѣло тщателъны къ грамотному учению;
мнится, что въ пеленкахъ учатся. Лѣт по пяти, по шти робятка
стихѣры сказываютъ и пѣть горазди силъно. Греки книжному
учению зѣло тщателны, всѣ книги церковныя учатъ изустно:
Псалтырь, Евангелие, Апостолъ, Минеи, Октай - всѣ ете у нихъ
книги наизустъ говорятъ. У грекъ жоны въ церквахъ особе сто-
ятъ, за решетками, - етем у нихъ искусно. Α гдѣ ихъ жоны стоятъ,
нѣтъ иконъ и перекрестится нечему. Греки, патриархъ и всѣ
власти табакъ тянутъ, и старцы и насовай - безъ разбору, и жоны
греческия.
Въ Царѣградѣ видѣли мы свадъбы греческия, армянския. Въ
воскресение и понедѣлъникъ ходитъ женихъ съ невѣстою по
улицамъ, а перед ними и за ними турки - караулъ съ дубъемъ, а перед