XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
294
Тексты
безъпрестани даетъ листы неволъникамъ, такъ они ходятъ по
церквамъ, збираютъ да окупаются.
Въ Царѣградѣ вѣшнему Николѣ не празднуютъ. Греки вѣру
велику держатъ къ Георгию да къ Митрию Селунскому*. Греки по
славословии начинаютъ литургию и первой часъ не пѣвъ, а когда
похотятъ, поютъ часы. А панихиду поютъ - кутия у нихъ у цар-
скихъ вратъ стоитъ на земли. Такъ не отпустя вечерни или
литургии, вышедъ изъ олтаря съ кадиломъ да одну толко ектению
проговорить да "Вѣчъная память" - то у нихъ и болшая панихида, и
малая - все тутъ. А когда у нихъ выдутъ съ переносомъ, то на
пути все лягутъ; а попъ и диаконъ идутъ черезъ людей съ
переносомъ; а иной съ стороны поповы ризы цѣлуетъ. А простолюдинъ
пред попомъ идетъ задомъ да кадитъ, кадиломъ махаетъ, что
попъ, - странно силъно!
Греки служатъ на одной просфирѣ, а крестъ на просфирѣ чет-
вероконечной. А тую просфиру скроша на блюдо да послѣ обѣдни
людемъ раздаетъ, а просфира болшая. А просфира, хошъ недѣлю
лежитъ чорствая, служитъ на ней; даромъ они то ни за что не ста-
вятъ. Греки въ крещении совершенно обливаются - мы самовидцы.
У грекъ всеношныхъ не бываетъ никогда, и великаго ефимо-
на противъ Рождества Христова, и Богоявления, и Благовѣщения
не поютъ, но простую заутреню. У грекъ пѣние хорошо, да
непомногу поютъ людей, толко по человѣку на клиросѣ да по два; а
поютъ высокимъ гласомъ. "Хвалите имя Господне" греки не поютъ;
ни поелеосу у нихъ во весь годъ никогда не бываетъ ни празднику
господску, ни святому нарочитому. А Евангелие чтутъ иногда
послѣ антифоновъ, а иногда на 9 пѣсни, какъ похощетъ. "Богъ
Господь" на заутрени не поютъ никогда; а пѣсни во Псалтири пред
канономъ всегда говорятъ; а каноны поютъ по крылосамъ, толко
три пѣсни: 1, 2, 9 - болши тово нѣтъ.
А церкви у грекъ что простая хоромина, не узнаешъ; и кре-
стовъ на нихъ нѣтъ, ни звону нѣтъ же. Противъ воскресения
ходятъ по улицамъ да кричатъ, чтобъ шли до церкви. А патриархъ
греческой по вся годы церкви отдаетъ на откупъ; а беретъ за
церковь по двѣсте талерей и по полтараста; а что годъ, то перетор-
л. 29 об. шка: кто болъши даст, // тому и отдаетъ, хошъ два талера переда-
етъ, тому и отдаст. У нихъ и митрополитъ митрополита ссажива-
етъ: далъ лишнея да и взялъ епархию. Такъ у нихъ много
безмѣстных митрополитовъ и поповъ; такъ тоскаются по базару,
живутъ въ Царѣградѣ да сабакъ бъютъ, ходя по улицамъ. Етоко-
вы греки-та постоянны! Хужа они босурмановъ дѣлаютъ, какъ
церквами Божиими торгуютъ!