XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
292
Тексты
Евангелиемъ, а на праги церковныхъ западныхъ вратѣхъ стоялъ
диаконъ со Евангелиемъ - да такъ всѣ чли по статьямъ. Чинно
ето у грекъ, хорошо! Долго чли, для того что много было по-
повъ. А церковь вся была настлана вѣтми масличными, и
монастырь былъ весь высланъ.
л. 28. И послѣ // обѣдни прислалъ къ намъ игуменъ съ диакономъ
блюдо пираговъ да блюдо яицъ красныхъ, сыръ. Спаси ево Богъ,
до меня былъ силъно добръ! Часто зывалъ къ себѣ въ кѣлъю
обѣдать да и говоритъ: "Кабы де ты нашъ греческой язык зналъ,
я бы де съ тобою говорилъ. То да де наша1 съ тобою бѣда, что де
языкъ не знаемъ межу себя". А съ монастыря какъ ни пойдешъ
или, гулявъ, приидешъ на монастырь, то и позоветъ къ себѣ вина
церковнаго пить. Α мнѣ часто говорилъ: "Учися-де нашему
языку". Зѣло миленъкой добръ былъ, радѣлъ о нашемъ походѣ:
корабль намъ до Египта сыскалъ, грамотки въ свои монастыри да-
валъ, кои по египецкимъ странамъ (такъ намъ по тѣмъ граматкам
от тамошнихъ игумновъ добро было), и во Иерусалимъ къ
намѣстнику грамотку писалъ, та грамотка много намъ добра
здѣлала. И тотъ намѣстникъ зѣло меня любилъ, хлѣбъ и вино
присыловалъ и за трапезу часто зывалъ къ себя въ кѣлью -
доброй человѣкъ и смирной.
Въ самое Свѣтлое воскресение, противъ понедѣлника, на
вечерни тѣм же подобиемъ выход был2 съ Евангелиемъ, и игуменъ
крестъ держал. Такъже цѣлование было, и греки игумну денги
давали тѣмъ же подобиемъ, что на заутрени; да у грекъ и всю
Святую недѣлю послѣ службы цѣлование, что на праздникъ.
Въ понедѣлникъ на Свѣтлой недели ходили греки на гору
гулять, зѣло было грекъ и турокъ много3. А то гулъбища патри-
архъ у турка откупаетъ толко на три дни на Святой недели, а да-
етъ турку по 1000 ефимковъ на годъ. А гуляютъ толъко до по-
лъденъ, а то турки избиваютъ даловъ, кричатъ грекомъ, ходя зъ
дубъемъ: "Гайда, гайда, далой-де пошолъ!" Тутъ бываютъ со вся-
кимъ овощемъ. Α тѣ ефимки патриархъ у нихъ же по церквамъ
збираетъ4, старосты выбраны да съ ящиками по церквамъ хо-
дятъ. Греки на Святой недѣли ходятъ по улицамъ, по манасты-
рямъ съ медвѣди, съ козами, съ бубнами, съ-крипицами, съ
сурнами5, съ волынками да скачютъ и пляшутъ. Взявши за руку че-
ловѣкъ дватцать-тритцать да такъ вереницами, по дворамъ, по
монастырямъ ходя, скачютъ да пляшутъ, а греки денги даютъ.
И къ патриарху, и къ митрополитомъ ходятъ, а они, миленкия,
имъ денги дают, виномъ поятъ за то скаканья. Безчинно ето у
грекъ силно, у турокъ таковаго безчиния нѣтъ. У грекъ, когда