XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
29
ка по левку* до Царяграда. И раиз приказал нам до света на ка-
рабль со всем приезжать.
Град Голацы - нѣболыпая3 городина, да славенъ карабелною4
пристанью, а то разорен весь от турка и татар. Монастырей 5мно-
го и хороши, а толко по старцу живут, подданые цареграцких
монастырей6. Монастыри7 пусты, и в церквах пусто. А церкви узо-
рочныя, каменныя; и кресты на церквах, и колокола малыя, по два
колокола. Град Голацы стоит на Дунае-реке8, на берегу9 на левом
л. 32. боку. В Голацах вино и хлеб дешев, а кормъ // лошадиной дорогъ:
сено1 одной лошади на сутки на 2два алтына3 мала4. Дунай-река5 -
купаться6 нелзя, крутоберега, з берегами вровень идет. В Голацах
рыба дешева: свежей сазанъ великой - дать алтын, и осетры
недороги. И Дунай-река рыбна, что Волга7, многа8 рыбы.
Марта въ 14 день рано вклавши рухледь в телеги и съехали на
берегъ9 χ кораблю, а кораблѣнники10 уже готовятся к подъему.
, И тут нам турки11, караул, не дали рухледи класть на корабль12,
повели меня прежде к мытнику греческому. Я пришел, а индучник
еще спит; такъ я дожидался, какъ он встанет13. И начал14 меня
спрашивать: "Что за человекъ? Откудова?" И я сказал, что с
Москвы, да и подал ему господарской лист воложской. И онъ, прочет-
ши листъ, сказал: "Иди-ко15 же з Богом! Я-де с твоего товару по-
л. 32 об. шлин не возму. А турчанин-де возмет ли // или1 нетъ, тово-де я не
знаю; инде я к нему отпишу, чтобы де2 онъ с тебя не брал". Такъ я
ему поклонился, а онъ написал к нему писмо.
И когда пришли мы к турку3, къ юмрукчею, и он прочетши4
писмо греческое да и плюнул, а товар весь 5от карабля велел6
перед себя принести. И, пересмотривши товар, велел к себе в
хоромину тоскать7, а сам мне чрез толмоча8 сказал: "Дай-де мне 20 та-
лерей". И я выневши9 листъ московской да и подал ему. Так тур-
чанин стал честь и, прочетши, сказалъ: "Толча гойда! Пошол-де10!
Возми свой товар, нет де до тебя дела!" И взявши товар да пошли
χ кораблю. И стали кластися11 на корабль; и когда убралися мы
совсем, и харчь тут купили.
Да тут же к нам пристал черной попъ* из Ляцкой земли сам-
л. 33. друг, стал бить челом12: "Пожалуй, возми // с собою во Иероса-
лим!" И мы ево приняли, а он в те поры пошел с коробля1 за сухо-
рями2. И раиз, карабленникъ3, не дождавъ его4 да5 отпустилъся6,
паднявши7 парусы. А тотъ поп Афонасей8 увидел з горы, что
корабль пошел, бросился в лотку к рыбаку, дал пять алтын, чтоб на
корабль9 поставилъ. А лотка дирява10, налилась воды - чють не
потонули. А мы оберну вшисяп на корабле12 и пошли Дунаем; и
бысть ветръ поносенъ зело.