XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
289
гой: "Есть ли де етакая?" А я сидя (да толко что нелъзя смѣятся)
да думаю: "Куды, малъ, греки-та величавы! Мнятъ, что на
Москвѣ-та и рыбы нѣтъ. А бываетъ бы и рыба-та какая зависная,
а то наши пескори, окуни, головли, язи да коропатицы съ
товарищи, раки съ раковинными мясами и всякая движющаяся въ во-
дахъ". Такъ я, сидя, сталъ про свои московския рыбы фастать,
такъ толмачь ему сказалъ, такъ онъ нос-атъ повѣсилъ. А самъ
говорить: "Лжетъ-де, я-де вось призову грека, кой-де на Москвѣ
былъ, брюхо-то у него заболѣло". Похвалился, да не въ часъ, не
удалось.
Послалъ по тово грека, и грекъ пришолъ да тутъ же сѣлъ.
И сталъ у него игуменъ спрашивать: "Такъ ли де московской
калугеръ говоритъ, что етакия-де рыбы есть на Москвѣ, что де
въ Станъбулѣ нѣтъ такихъ?" "Ето-де расплевка рыба, у насъ-де
л. 26 об. ету рыбу убогия // ядятъ мало!" - а я, су, и прифасталъ кое-что.
И грекъ смотритъ на мене да смѣется: "Что-де у васъ за прѣние
стало о рыбѣ-та? Какая-де въ евтомъ нужда спорится?" И я ему
молвилъ: "Мнѣ, молъ, нужды не было. Игуменъ у мене спро-
силъ: "Есть ли де у васъ на Москвѣ етакая рыба?" Такъ я ему
сказалъ, что у насъ етакия рыбы есть. И ты ему сказывай про
наши рыбы, ты вить знаешъ московския рыбы и всякой харчь пе-
редъ станъбулъскимъ". И грекъ сталъ игумну сказовать, что
есть. И игуменъ толко мнѣ молвилъ: "Токало, сирѣчь добро-де,
ну, станемъ-де есть".
Помалу сталъ мнѣ говорить: "Для чево-де не ѣшъ раковъ,
и мясъ, что въ раковинахъ, и коропатицъ?" И я ему молвилъ:
"У насъ, молъ, ето гнусно и обычая таковаго нѣтъ, чтобъ намъ
ѣсть, такъ, молъ, мнѣ смердит". И онъ молвилъ: "Какъ-де хо-
чишъ, а намъ не зазирай: у насъ-де ето добро есть и безгрѣшно;
инде раки ѣшъ - ето-де указано". И я молвилъ: "У насъ, молъ, и
то не всякой ѣсть; у насъ, молъ, и рыбы много. У васъ не на рыбѣ,
такъ вы ядите; а намъ нужды нѣтъ, такъ мы не ядимъ". Такъ онъ
и пересталъ говарить. Бывало, какъ ни позоветъ обѣдать, а
раковъ не скучаетъ ѣсть.
И распрашивали у мене греки про государя: "Для чево-де
государь замирился съ туркомъ? Чево-де ради онъ насъ изъ неволи
и изъ насилия не свобождает? А онъ-де вѣть христианской царь.
А онъ-де заведши войну, да и замирился, да и съ инымъ-де сталъ
бится". И я имъ сказалъ: "Что петь вы приплетаетесь къ нашему
царю да еще и укаряете? Вить ето не вашъ царь. Вы у себе имѣли
своего царя да и потеряли; а ето московской царь, а не греческой.
У васъ свой царь есть, а вы ему и служите!" Такъ они сказали:
10. Хождение в Святую землю...