XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
288
Тексты
а тутъ боится жить от янычеръ, убъютъ. У нихъ янычеры свое-
волъны: пашю ли или полковниковъ, хошъ малую увидятъ
противность, такъ и удавить. Въ Царѣградѣ часто бунты бываютъ, а
все от янычеръ; и при насъ былъ. Въ Царѣградѣ, когда бываетъ
пожаръ, болъно силъно горить: много у нихъ вънутри поставы
кое-что древяннаго; такъ и отнимать нелъзя - толко унеси Богъ
самово!
Въ Царѣградѣ турки и вездѣ платья носятъ зеленое да
красное, а грекамъ и жидамъ не вѣлятъ. Жиды все носятъ платье чор-
ное да вишневое, а греки такъже. Нынѣ и греки красное носятъ,
толъко зеленова не дадутъ турки ни грекамъ, ни жидамъ носить.
Московския люди, когда прилучатся въ Царѣградѣ, носятъ
зеленое платье. Въ Царѣградѣ и по всей Турецкой державѣ со всѣхъ
христианъ: зъ грекъ, и со армянъ, и съ жидовъ - кои въ его
области живутъ, то горачь на всякой годъ берутъ по 5 талерей съ че-
ловѣка, по 6. Кто не приѣдитъ въ его землю и иноземецъ -
со всѣхъ берутъ, толко съ московскихъ людей не берутъ: въ пере-
мирномъ договорѣ такъ положено, чтобъ съ нашихъ не брать.
л. 26. А съ ково возмутъ, такъ значекъ дадутъ, печатку. Такъ всякой //
человѣкъ съ собою печатку носитъ, а горачники-турки вездѣ по
улицамъ ходятъ, досматриваютъ печатокъ. А у ково нѣтъ
печатки, такъ горачь и возмутъ; и съ патриарха, и съ митрополитовъ, и
съ старцовъ - со всѣхъ берутъ, нѣтъ никому спуску.
Описание греческаго устава и поступок внѣшнихъ и духов-
ныхъ, и како они съ турками въ соединении пребываютъ, и ка-
кихъ они поступокъ турецкихъ держатся. Праздникъ Благовѣще-
ниява дни игуменъ того монастыря, гдѣ я стоялъ, звалъ мене въ
кѣлью къ себѣ обѣдать и нарочно многихъ звалъ грекъ для мене
и для разговоровъ со мною: о московских вѣдомостяхъ и про
государя спрашивали. И когда я пришолъ въ кѣлью, тогда игуменъ
посадилъ мене подлѣ себе; и греки всѣ сѣли, и старцы греческия,
кои тутъ прилучились. И стали на столъ ставить ѣствы, что ни
приспѣли, были рыбныя и нерыбныя - всѣ въдругъ на столъ
ставили. И игуменъ сталъ "Отче нашъ" говорить сидя, и греки всѣ си-
дятъ. А я всталъ да глежю: то еще первоначалная ихъ игрушка,
такъ у мене голова-та стала крутится от ихъ игрушекъ. А игуменъ
мене сажаетъ: "У насъ-де не вставаютъ". А когда мы стали ѣсть,
такъ греки нѣ какъ русаки: кто что захотѣлъ, тотъ тую ѣству и
ѣстъ. А я глежу, такъ игуменъ перед меня подкладываетъ хлѣбъ
и рыбу; такъ и сталъ ѣсть - нѣчто пѣть дѣлать.
И помалѣ началъ у меня игуменъ чрезъ толмоча спрашивать:
"Есть ли де на Москвѣ такая рыба?" Да подложитъ кусокъ да дру-