XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
286
Тексты
дешъ далой съ каторги, так всѣ провожаютъ да бъютъ челомъ,
чтобъ опять пришли - ради миленъкия.
У турка болшихъ голенъ с тритцать будет, хороши голены
очень. А пушекъ на голену по сту, по 120, по 130, по полтараста;
на болшихъ катаргахъ у турка съ тритцать же. А голены у турка и
каторги всегда на Бѣломъ мори тоскаются: имѣетъ турокъ съ
Бѣлаго моря опасения. А зимовать приходятъ въ Царьградъ;
Георгиевъ день на море пойдутъ, а Дмитревъ день въ Царьградъ
приидутъ. Пристани корабленныя въ Царѣградѣ зѣло хороши.
Всякия товары: хлѣбъ, вино, дрова и всякия припасы - въ
Царьградъ все кораблями приходятъ.
Въ Царѣградѣ лѣтнѣе время нощь - 8 часовъ, а день - 16 ча-
совъ. У турокъ болшой праздникъ бываетъ послѣ Георгиева дни.
Мѣсяцъ весь постятся: какъ увидять мѣсяцъ молодой, такъ у нихъ
постъ настанетъ. Α мѣсяцъ пройдетъ да когда молодой увидятъ,
тогда у нихъ праздникъ три дни бываетъ. И на голенах все, и на
катаргахъ стрѣлба бываетъ, и въ трубы играютъ, и въ рядахъ не си-
дятъ. А постъ у нихъ таковъ: какъ солнце взойдетъ, такъ онѣ ста-
нутъ постится; а солнце зайдетъ, такъ онѣ станутъ ѣсть. Во всю
ночь ядятъ и блудятъ - такой-та у нихъ постъ! А когда у нихъ ди-
аволской пост-атъ живетъ, такъ часъ ночи зажгутъ кандила во
всѣхъ мечетахъ на столпахъ. На всякомъ столпу пояса въ три или
въ четыре кандилъ навѣшаютъ съ масломъ, такъ они до
полуночи горятъ; кажется, у всякой мечети кандилъ пятьдесятъ будетъ.
Да такъ-та во весь мѣсяцъ по начамъ творятъ. Да и льстиво, когда
ночи случится вытить на дворъ. Посмотришъ по Царюграду, какъ
тѣ-та огни вездѣ, инъ бутто Царьградъ каменемъ драгимъ уни-
занъ или, не в примѣръ, что небо звѣздами украшено. Льстиво у
сабак ето дѣло! Турецкия жоны ходятъ неблазненно, и греческия,
и жидовския. Турецкия, завязавъ ротъ, ходятъ, толко одни глаза
не закрыты.
Въ Царѣградѣ приволно по морю силъно гулятъ въ каикахъ:
л. 25. нанялъ каикъ да и поЪхал, // гдѣ ни похотѣлъ. А извозъ дешевъ;
а перевощики - турки да неволъники руския. А лотки у нихъ
дорогая: по сту талерей, по 80, по 60 - зѣло изрядны. На голенахъ,
на каторгахъ всегда стрѣлъба живетъ. Въ Царѣградѣ, когда
паша приидетъ къ голену, такъ знакъ дают: выстрѣлятъ зъ
голены по заряду со всякой пушечному; а пойдетъ даловъ, такъже
выстрѣлятъ. А на турецкихъ голенахъ бываетъ человѣкъ по 1000
служивых, по 900. Перед нашимъ приходомъ пошли голенъ
турокъ къ Магметовой пропасти да всѣ и пропали: громом побила да
молния, три дни над ними тма стояла - толко человѣкъ остался.