XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
280
Тексты
немного не зблевали. А лисицы некорысны, не какъ наши; а вол-
чонки малые лаютъ, на насъ глядя. Потомъ показалъ намъ главу
единорогову и главу слоновую; будетъ съ ушатъ болшой, хобатъ
ево, что чрезъ зубы виситъ, съ великия ношвы, въ человѣка
вышины. Тутъ же и коркодилову кожу видѣли. Такъ намъ поотрад-
нило, что такия диковинки показал, а то лихоманъ обманулъ бола
мертвымъ-та лъвомъ.
А мы, пришедъ, своимъ, кои дома были, не сказали, что мерт-
ваго лъва видѣли; сказали, что живой. А они на другой день пошли
смотрѣть и, пришедъ, хвалятся: "И мььде то видѣли лъва, не одни-
та де вы видѣли". И мы смѣемся: "Что жъ, малъ, скакалъ2 ли пе-
редъ вами?" - "Нѣтъ де, спитъ". - "Колъка, малъ, онъ недѣль
спить?" Такъ они задумались: "Что, братъ, полъна, не мертвой ли
онъ?" Мы стали смѣятся, такъ имъ стыдно стало: "Обманулъ-де
сабака турокъ!"
Потомъ приидохомъ на площедь великую, подобна нашей
Красной, да лихъ не наше урядство: вся каменем выслана;
величиною будетъ съ Красную площедь. Тутъ стоятъ три столпы: два ка-
менныхъ, а третей мѣдной. Единъ столпъ изъ единаго каменя вы-
тесанъ, подобенъ башни, четвероуголенъ, шатромъ, верхъ острой,
саженъ будетъ десятъ вышины, а видъ въ немъ красной съ ребина-
ми. А таково глатко выдѣланъ, что такъ стань противу ево - аки
въ зерцало всево тебя видить. Подъ нимъ лежитъ положенъ
камень, въ груди человѣку вышины, четвероуголъной; а на немъ
положены плиты мѣдныя подъставы; а на плитахъ тотъ поставлен
л. 21 об. столпъ. Хитро зѣло! Лише подивится сему, какъ такъ // такая
великая громада поставлена, что ни на перстъ никуда не похилилось,
а толко лѣтъ стоитъ. А такая тягость, и како мѣсто не погнется,
гдѣ поставленъ? А поставилъ-де ево царь Константинъ; въ немъ
же и гвоздь един задѣланъ. У земли оны ширины - сажени
полтары старана; такъ онъ кругомъ саженъ шесть. А которой подъ
нимъ лежитъ камень, и на томъ камени кругомъ рѣзаны фигуры
воинския, пѣхота, конница; а выше фигуръ - подпись кругомъ ла-
тынскимъ языкомъ да греческимъ; а что подписано, и мы про то не
довѣдались у грековъ, Богъ знаетъ. А говорятъ греки, бутто тотъ
камень съ моря тенули три года до тово мѣста; а переволока
такова, что у насъ от Тайницкихъ воротъ* до Ивановской колоколни.
Мощно етотъ камень назвать чюдом, что въ подъсолнечной нѣтъ,
другова такова чюда не сыщешъ. А писано про етотъ столпъ:
когда будетъ Царьградъ потопленъ, тогда толко одинъ сей столпъ
будет стоять; и корабленники, кои приидутъ и станутъ къ тому
столпу корабли привязовать, а сами будутъ рыдати по Царюграду.