XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
28
Тексты
ночь зело была темна. И стал наших лошадей брать под себя, мы
же не довали4 ему. А он просит ключа5 от конских желез: лошади6
были скованы - такъ ключа7 у меня просит, // а я ему не дою1. Тур-
л. 30. ченин вынев2 ножъ да замахнулся на Луку, а он, миленкой, и
побежал; и толмачь скрылся. Взявши коней да и погнали скованых до
тово3 места, где стоят, а за ними я один пришол, да плачю, и Богом
их молю, чтоб4 отдали. А на ока* вина-таки взяли; а5 самому6 тур-
ченину7 бутто8 стыдно, такъ он велелъ ямщику взять. Слава Богу-
свету, что отдали, а то беда было немалая: место пустое, нанять не
добудешъ.
И в трети9 день пришли в Борлат* - местечко воложское,
самое убогое. Тут мы начевали, искупилися запасом всяким и утре
рано пошли вон за час до свету. И дорога зело гориста. А талмачь10
л. 30 об. нашъ мало пути знает, такъ велъ нас не тем путем. Иная была //
дорога глаже, а он все вел нас горами - и сам, милой, не знает.
Много на него и1 ропталъ, а инде и хотел и побить, да Богъ
помиловал от таковаго греха - простой бедной мужик. Какъ
нанимался, так сказывал: "Я дорогу2 до конца знаю". А какъ поехал, такъ
ничего не знает, да бегает, да спрашивает; ошибался миленкой
много. После уже повинился: "Я-де тою дорогою однава3 отроду
проехал, и то де лет зъ 20". 4А какъ5 миленкой6 полно нас
дотащил? Да, слава Богу, таки доволок нас до Голацы. Спаси ево Богъ!
И тут мы, идучи от Борлата к Голацам1, видели горы Венгер-
ския*: зело высоки, подобны облакам8. И мы тем горамъ9 зело
дивились, что нам необычно таких гор видить10, а на них снекъ11
лежит. А откудова мы те горы видели, и вопросили языка: "Далече
л. 31. ли, мол, // есть1 горы?" И он нам сказал: "Добрым-де конем бежать
3 дни2". И нам зело дивно стало: якобы видится от Москвы до
Воробьевских горъ, и древа те3 на них мочно4 счести. Зело удиви-
телны5 горы!
Марта въ 12 день, уже час ночи, пришли6 в Голацы и выпроси-
лися у волошенина7 начевать, и онъ пустил нас. И утре рано пошел
я8 до попа рускова9, а то нихто10 пязыка не знает. Такъ попъ
пожаловал, велел к себе переехать. Такъ мы со всем переехали да и
стали у попа, а рухледь склали в ызбу: нужно у миленъких12, и хоро-
менки13 нет особой. Потом нам стали сказывать, что есть-де караб-
ли14 в Царьград. И мы зело обрадовались и стали коней продавать.
А сказали, что севодни корабли пойдут, такъ мы15 за бесценок ло-
л. 31 об. шедей16 отдали и телеги: // не до того стало, толко бы с рукъ спи-
хать, такъ земля ноет, путь наскучил, помянуть ево не хочется. И
когда опростались от лошадей, тогда пошли корабль нанимать. И
нашли карабль1 греческой, християнской2; уговорились: с челове-