XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
277
И въ недѣлю шестую прииде къ намъ въ монастырь Кипри-
анъ-старчикъ, кой насъ тутъ поставил, да и говорить: "Пошлите-
де, погуляемъ по Царюграду, я-де васъ поважю". Такъ мы ему
ради да и пошли. А когда мы вышли къ Фенарскимъ воротамъ и къ
патриаршю двору, тогда съ нами срѣтился нашъ московской ку-
пецъ Василий Никитинъ Путимецъ*. Мы же зѣло ему
обрадовались: намъ про нево сказали, что уѣхалъ. А онъ себѣ намъ радъ и
л. 20. удивляется: "Зачемъ-де // васъ Богъ суда занесъ?" И мы сказали
зачемъ; и онъ молъвилъ: "Хочете ли погулять въ Сафийскую
церковь?" И мы зѣло обрадовались и стали бить челомъ: "Пожалуй,
повади насъ по Царюграду и продай намъ товаръ". Такъ онъ
сказал: " Богъ-де знаетъ, я-де вѣть ѣду; и давно бы уѣхалъ, да вѣтру
нѣтъ. Разве де я васъ сведу съ грекомъ съ Иваномъ Даниило-
вымъ; онъ-де вамъ товаръ продаст, я-де ему побъю челомъ".
Такъ мы опять въ монастырь возвратихомся, и взяхомъ
товаръ, и поидохомъ въ велдеган, сирѣчь царицынъ гастинъ дворъ.
И тутъ свелъ насъ съ гречениномъ и товаръ ему отдалъ продать.
Потомъ мы пошли съ нимъ, Васильемъ, гулять по Царюграду.
Онъ намъ указываетъ: "Етою улицею ходить, этими рядами, такъ
вы не заблудите. А съ турками говорите смѣло, такъ де они
на васъ не такъ нападаютъ", - да училъ насъ миленкой. Спаси
ево Богъ!
Потомъ повелъ насъ до церкви Софии Премудрости Божия.
И пришли къ монастырю, и на монастырь взошли; пришли ко
дверямъ западнымъ, а западныхъ дверей 9, ворота всѣ мѣдныя. И
въ тѣ поры турки въ церкви молятся; мы же стояхомъ у вратъ и
смотрѣхомъ беснования ихъ, какъ они, сидя, молятся. Потомъ
турчинъ, вышедъ, сталъ насъ прочь отбивать: "Гайда, папасъ,
гайда, пошолъ-де прочь! Зачемъ-де пришолъ тутъ, глядиши тутъ,
басурманъ?" Такъ мы и прочь пошли. Потомъ вышелъ иной
турчинъ да и зоветъ насъ: "Гель, московь, гель, поиди-де сюда!" Такъ
мы подошли, и Василей сталъ съ нимъ по-турецки говарить.
"Чево-де хочете?" - Такъ Василей и сказалъ: "Московъ папасъ
варъ тягатъ, есть у нево указъ, пустите-де ево посмотрѣть
церкви". И турчинъ спросилъ: "Сколко васъ человѣкъ?" И мы
сказали: "6 человѣкъ". И онъ молвилъ: "Биръ адамъ учь пара, по
алтыну-де съ человѣка". Такъ мы дали по алтыну, а онъ насъ и
повелъ. Α повѣлъ насъ турчинъ въ верхнюю церковь, а въ
нижнюю не пущаютъ.
А когда мы взошли на верхния палаты, тогда умъ человѣчь
премѣнился, такое диво видѣвше, что уже такова дива въ подъ-
солнечной другова не сыщешъ, и какъ ея описать - невозможно.