XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
275
до тебе". Патриархъ же у толмоча прилѣжно спрашивать сталъ:
"А то де про мене говоритъ, скажи". И я ему велѣлъ: "Говори,
малъ, ему! Я вить не ево державы, не боюсь. Меня онъ власти
вязать не имгьетъ, хошъ онъ и патриархъ".
И толмачь ему сказалъ мои всѣ рѣчи со стыдомъ. Такъ онъ,
милой, и пущи зардился да и молвилъ толмачю: "Да я-де у него ка-
кихъ подарковъ прошу? Не привезлъ ли де онъ обрасков москов-
скихъ? Я-де у нево тово прошу". И я ему сказалъ: "Нѣтъ, малъ,
у мене образковъ; есть, малъ, да толко про себя". Такъ онъ
сказалъ толмачю: "Нѣтъ де у мене ему кѣльи. Пойдите въ Санайской
монастырь: тамъ-де ваши москали церковь поставили, тамъ-де и
кѣлью ему дадутъ". Такъ я плюнувши да и съ лесницы пошолъ.
"Опять бы де ко мнѣ не приходилъ, - онъ толмачю говоритъ, -
не дамъ-де кѣльи!" Етакой миленкой патриархъ, милость какую
показалъ надъ страннымъ человѣкомъ!
Такъ, су, что дѣлать? Мы и пошли съ патриархова двора;
да сѣдши въ каикъ да и поѣхали въ Санайской монастырь.
Пришли ко игумену. Толмачь сталъ игумену говорить, что пришолъ-де
л. 19. съ Москвы колугеръ а просит-//де кѣльи до времени посидѣть.
Тотъ, милой, себе взметался: "Какъ быть? Да у мене нѣтъ кѣльи
порожжей; инъ бы де ево во Иерусалимской монастырь отвелъ,
готова-де тутъ къстати: онъ-де во Иерусалимъ идетъ, такъ де ему
игуменъ и кѣлью дастъ.
Все бѣда, миленкая Русь! Не токмо накормить, и мѣста не
дадутъ, гдѣ опачинуть съ пути. Таковы-та греки милостивы! Да еще
бѣдной старецъ не въ кои-та вѣки одинъ забрелъ - инъ ему мѣста
нѣтъ; а кобы десятокъ-другой, такъ бы и готова - перепуталися.
А какъ сами, блядины дѣти, что мошенники, по вся годы къ
Москвѣ-та человѣкъ по 30 волочатся за милостынею, да имъ
на Москвѣ-та отводятъ мѣста хорошия да и кормъ государевъ.
А, приѣхавъ къ Москвѣ, мошенники плачютъ пред государемъ,
предъ властьми и предъ бояры: "От турка насилиемъ отягчены!"
А набравъ на Москвѣ да приѣхавъ въ Царьградъ, да у патриарха
иной купить митрополитство, иной - епископство. Такъ-то они все
дѣлаютъ, а плачют: "Обижены от турка!" А кабы обижены,
забыли бы старцы простыя носить рясы луданныя, да комчатныя,
да суконныя по три рубли аршинъ. Напрасно миленъкова турка-та
старцы греческия оглашаютъ, что насилуетъ. А мы сами видили,
что имъ насилиа ни въ чемъ нѣтъ, и въ вѣрѣ ни въ чемъ. Все
лгутъ на турка. Кабы насилены, забыли бы старцы въ луданныхъ
да комчатыхъ рясахъ ходить. У насъ такъ и властей зазираютъ,
какъ луданную-та наденетъ, а то простыя да такъ ходятъ. Прямъ,