XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
260
Тексты
что дикой лѣсъ: яблоки, орѣхи воложския, сливы, дули - да все
пустыня, не дадутъ сабаки-татары населится. Толко населятся селы,
а они, сабаки, пришед и разорятъ, а всѣхъ людей въ полонъ побе-
рутъ. Не погрѣшу ету землю назвать златою, понеже всего много
на ней родится. И идохомъ тою пустынею пять дней, ничто же
л. 11. видѣхом // от человѣкъ.
Февраля в 11 день приидохомъ въ городъ ляцкой Немерово и
стахомъ на постояломъ дворѣ у волошенина. Градъ Немерова
жильемъ не добрѣ великъ да весь раззоренъ от татаръ; кругъ ево
вал1 земляной, а въ немъ жидовъ веема много. Почитай всѣ жиды
зѣло пригожи; родъ жидовский велъми красовитъ, паче же женъ-
ской полъ красовитъ - какъ есть написаныя! Другихъ жидовъ та-
кихъ не наѣзжали во всей Турецкой земли и Воложской. Хлѣбъ
въ Немѣровѣ дорогъ и всякой харчь, вино дорого, холсты зѣло
дороги, хрящь по 8 денег2 аршинъ, яблоки не дороги. Приходили къ
намъ мытники лятския и грековъ товаровъ досматривали, а у насъ
не смотргъли3. Толко у мене увидѣлъ инъдучникъ бочку винную,
такъ въ честь перепрасилъ; я ему и поступился, такъ онъ мнѣ и
печать далъ пропускную. И тутъ въ Немеровѣ индучники грекъ, ку-
пецкихъ людей, зѣло затаскали. Немерово от Киева приходъ
простъ, ровное мѣсто, а отъ Сороки на горѣ стоитъ высокой.
И стояли мы въ Немеровѣ два дни, и искупихомся харчью всякою
доволъно на четыре дни себѣ и конемъ, и поидохомъ въ пустыню
глубокую.
Февраля въ 14 день поидохомъ изъ Немерова въ Воложскую
землю ко граду Сороки. И того же дни приидохом на Богъ-рѣку.
Богъ-рѣка съ Москву-рѣку шириною, но порожиста велми,
каменья великия лежатъ во всю рѣку, шумитъ громко, далече слы-
шить, вся вода пѣною идетъ перебита; около ея горы высокия ка-
менныя. И ту рѣку того же дни перевезохомся: поромишка
плохой, а рѣка быстрая, толко по одной тѣлегѣ возили. И, перевезши
рѣку, стали подыматся на гору; гора та зѣло велика. Α рѣка Богъ
от Немѣрова пятьнадесятъ верстъ.
И поидохомъ въ степь глубокую: всѣ горы да юдоли.
Възъѣхавъ на гору да все шли межъ горъ яслеми. И шли мы тою
пустынею, не видали ни человѣка, ни звѣря, ни птицы, толко
тропы татаръекия конныя. Α мѣсты всѣ разореныя от татаръ. Нынѣ
починаютъ заводить селы, какъ миръ сталъ, и то въ сторонѣ, от4
дороги далече. А когда мы шли, передъ нами и за нами все степь
вся горѣла. И идохомъ степью и дуброваю четыре дни. И не
доходя Сороки-города верстъ за пятьнатцать - крестъ каменной подле
той дороги, а на немъ подпись: какъ степь горѣла, такъ купецкихъ