XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
26
Тексты
серебреная, да мы-де таим. А когда бы де сведал турок, такъ бы де
и поготову разорилися от такой руды".
Въ Ясех монастырей зело много, предивныя монастыри, ста-
л. 26 об. ринное // строение, да все бес1 призору. У прежних господарей зел-
ное радение было к церквам; писмо все стенное старинное. А
старцы воложския все вон изгнаны из монастырей, а господарь те
монастыри попродал греческим старцам. А они уже, что черти,
ворочают, а он с них дани великия берет. А старцы велми разтленно2
живут и в церквах стоят без клабуков*, а вол охи в церкви в
шапках молятся, а игумен сам поет на крыласе3*. А инде я пришол4 в
неделю к заутрени в мирскую церковь, служил5 попъ воложской.
На утрени прочев6 "Богъ Господь" да стали антифоны* петь, да
поп прочел Евангилие7. Потом стали петь ирмосъ* гласу*
воскресному, а покрывали катавасием* "Отверзу уста моя". Да так-та8
пропев ирмос, а катавасием покроет; да на девятой песни пропели
л. 27. "Величит душа моя Господа" да "Достойно". // А я смотрю: где у
них каноны* те делись, во окно, знать, улетели? Легко1, су,
хорошо етакъ служба-та говорить, да, знать, лехко и спасение-то будет!
Что же потом будет? Пропели "Святъ Господь Богъ нашъ",
"Хвалите Господа с небес", не говорили стихеры хвалитныя*, пропели
славословие великое* да и первой час. А на первом часу и псал-
мовъ не говорили, толко "Слава, и ныне"*, "Что тя наречем" да
"Святы Боже", потом "Христе святе2" и отпускъ3*. Что говорить?
4И греков уже5 перещепили во л охи службою церковною! А какъ
литоргию пели, я уже того не ведаю, для того мрак незшел6 ис
того их кудосения-то. Исполать хорошо поют!
Въ Ясех прежде сего строенье было узорочное, много полат
каменных пустых; а улицы были все каменем мощены. 7Ныне все
л. 27 об. разволялось8, толко знак есть, // какъ были сланы каменем. А
дворы въ Ясех не огорожены, разве у богатого1, и то плетенем. Гос-
подарской дворъ зело хорошъ, много полат каменных. Вино въ
Ясех дешево и хлеб; масло коровье дешево, и2 конопляное
дорого - с Руси идет. Яблока, орехи, чернослив необычно дешев; и
кормъ лошадиной дешев. А люди доброхотные3, хошъ убоги; а от
дешеваго вина все пропьются и вконец от того разорились; везде
все шинки. Много и турок въ Ясех с торгом, и жидов много, тут же
живут. А жиды у господаря ряды4 дегтяные5 откупаютъ, такъ
деготь очень дорогъ: флягу дегтяную6 налить болшую - 7гривны*
четыре8 дать. Дрова очень дороги: на копейку каша лехко
сварить - а лесу много, да люди ленивы, непроворны, не как москов-
л. 28. ския. Купецких // людей въ Ясех пошлиною болно грабятъ, затем
многия объезжают.