XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
258
Тексты
латахъ, изображенъ какъ будъто живой. Нынѣ кругъ монастыря
ограду дѣлаютъ каменную, зѣло великую; да дѣлаютъ же палату
друкарню, гдѣ книги печатать. Около монастыря слобода зѣло
велика и садовъ многое множество, торгъ у нихъ около монастыря
своего.
И помолившеся пресвятѣй Богородицѣ и преподобнымъ от-
цемъ Антонию и Феодосию, и прочиимъ преподобнымъ отцемъ
поклонихомся. И тако изыдохомъ изъ монастыря, и поидохомъ
вспять во градъ Киевъ. И начата убиратися къ походу своему:
денги обмѣняли, тѣлегу купили. А наши товарищи греки перевез-
лися чрезъ Днепръ въ Киевъ: погода ихъ не допустила первестися,
такъ они на томъ боку жили двои сутки. И товарищи наши такъ-
же изготовились, совсем убравшись. Тутъ у насъ от нашей братии
из ортѣли одинъ братъ не похотѣлъ итти съ нами во Иерусалимъ
за немощию и за плотскими недостатками. И я съ нимъ ходилъ къ
воеводѣ, взявши указъ, да и отпустилъ его назадъ къ Москвѣ
восвоясы.
И помолившеся Господу Богу, и пречистѣй его Богоматери, и
л. 10. святому // славному пророку, и предтечи, и крестителю Господню
Иоанну, и призвавъ на помощь святаго аггела-хранителя, февраля
въ 3 день поидохомъ изъ Киева въ Ляцкую землю и Воложскую,
поидохомъ рано, на первомъ часу дни. И едва на Киевские горы съ
трудомъ великимъ възъѣхали, нужда была велика: грязно велми,
земля иловатая; все двойкою възъѣжжали. И когда мы на горы
Киевские възъѣхали, тогда мы съ братомъ нашимъ Андреяномъ
простихомся, и поклонихомся другъ другу до земли - и тако раста-
хомся. И послахомъ съ нимъ поклонъ ко братии нашей, всѣмъ
правовѣрующимъ, а сами поидохомъ въ путь свой. И бысть
радостно и плачевно: радостно, яко къ таковому святому мѣсту
поидохомъ, плачевно же, яко пустихомся въ чюжую землю, паче же
басурманскую. А сами рекохомъ: "Буди воля твоя Господня и пресвя-
тыя Богородицы!" И призвавъ всѣхъ святыхъ на помощь, и глаго-
лахъ: "Владыко-человѣколюбче, помози за молитвъ отца нашего
инока-схимника Спиридона!" И тако поидохомъ въ путь свой.
Того же дни минухомъ городокъ, именемъ Белогородко, на
правой рукѣ въ сторонѣ, с полъверсты от дороги. Тутъ стоит на
дорогѣ коло на деревѣ высока, тутъ купецкия люди платятъ
мыто. А та Бѣлогородка монастырская, Софийскаго монастыря,
такъ на монастырь мыто збираютъ. И того дни мы начевахомъ на
бору, въ лѣсѣ склали огнь великой. И утре рано поидохомъ, и идо-
хомъ той весь день, не видѣхомъ ни селъ, ничего, шли все
дубровами. И дошедъ до Фастова версты за три, и начевахомъ у плоти-