XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
257
славилъ своихъ угодниковъ, боящихся его. Видѣхомъ и младен-
цевъ нетлѣнныхъ, лежащихъ тутъ же.
Видѣхом храбраго воина Илию Муромца въ нетлѣнии подъ
покровомъ златымъ1: ростомъ яко нынѣшнихъ крупныхъ людей;
рука у него левая пробита копиемъ, язва вся знать на рукѣ, а
правая ево рука изображена крестное знамение. Сложение перстъ
какъ свидѣтелствуетъ Феодоритъ Блаженный и преподобный
Максимъ Грекъ; крестился онъ двома персты - тако теперьво
ясно и по смерти его плоть мертвая свидѣтелствуетъ на обличение
противниковъ. И тутъ же, въ той пещерѣ, преподобный Иосифъ -
такое же изображение въ перстахъ. Что уже болѣ того свидѣтел-
ства, что нагия кости свидѣтелствуют?! Мы уже и кои съ нами
были достоверно досматривали сами, дерзнули: поднимали ихъ руки
и смотрѣли, что сложение перстовъ - два перста и разгнуть нелзя,
развѣ отломить, когда кто хощетъ разгибать.
Тутъ же видѣхомъ дванадесятъ зодчихъ, сирѣчь церковныхъ
мастеровъ, подъ единымъ покровом тѣ мастеры лежать, ихъже
Пресвятая Богородица сама послала изъ Царяграда въ Киевъ.
И тако мы, грѣшнии, сподобихомся мощи святыхъ всѣхъ лобзати,
а сами дивихомся и рекохомъ, от слезъ не могохомъ удержатися:
"Слава тебѣ, Господи, слава тебѣ, Святый, яко от многихъ лѣтъ
желаемое получихомъ! Что воздамы, Владыко, яко сподобилъ еси
насъ такихъ гражданъ небесныхъ видѣти и мощи ихъ лобзати?!"
И ходихомъ по пещерѣ, и удивляхомся, и пихомъ воду съ Мар-
л. 9 об. кова креста2, // что на себѣ нашивалъ преподобный, - желѣзной
великой крестъ, желоватъ онъ здѣланъ. Тутъ же видѣхомъ
крестъ Антониевъ: древянной, великой, съ возглавиемъ, троеча-
стной, на ево гробницѣ стоитъ. Тутъ же стоятъ столбики древян-
ные, а къ нимъ придѣланы цѣпи желѣзныя; тутъ на ночь на тѣ
цѣпи бесноватых куютъ.
Изъ Антониевой пещеры поидохомъ въ Феодосиеву пещеру.
И тамо такожде мы, грѣшнии, сподобихомся мощи святыхъ
лобзати, и поклонихомся, и возрадовахомся радостию неизреченною,
и возвратихомся въ монастырь. И ту сподобихомся мы, грѣшнии,
чюдотворный образъ пресвятыя Богородицы лобзати и мощи свя-
тыя Иулиании-кнежны; рука у ней десная вся перстнями унизана -
чюдо, что у живой рука та!
Въ Печерьскомъ монастырѣ церковь зѣло предивна,
строение короля Жигимонта на том же мѣстѣ, на старомъ основании;
а въ церкви стѣнное писание: всѣ князья руския написаны.
Да тутъ же видѣхомъ: въ той же церкви у праваго столпа изваян
изъ камене князь Константинъ Острожский, лежитъ на боку въ
9. Хождение в Святую землю...