XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
255
прочелъ, послалъ къ бурмистрамъ, чтоб намъ дворъ отвели
стоять. И стахомъ на дворѣ близъ ратуши, а въ то время три часа
ночи вдарило. Да слава Богу, что ночь была лунна, а то грязь по ули-
цамъ зѣло велика, едва съ нуждою проѣхали. И тако начевахомъ,
слава Богу.
И утре рано прислалъ по меня столникъ, чтобъ я ѣхалъ съ
нимъ въ Верхней городъ къ боярину объявится: зѣло крѣпко въ
Киевѣ проѣжжимъ людемъ. И тако мы пришли съ столникомъ
предъ воеводу Юрья Андреевича Фамендика, и я ему подалъ листъ
государевъ. И онъ, прочетши листъ царской, честь намъ воздать
вѣлѣлъ, поить пивом и виномъ, и мы не пили, и отпустилъ съ ми-
ромъ и съ любовию. А бурмистры прислали намъ кормъ, рыбы,
колачей, а конем такожде сѣна и овесъ. Спаси ихъ Бог, честь намъ
хорошую воздали!
Градъ Киевъ стоитъ на Днепрѣ на правой сторонѣ на высо-
кихъ горахъ зѣло прекрасно. Въ Московскомъ и Российскомъ го-
сударствѣ таковаго града подобнаго красотою върядъ сыскать.
Верхней градъ - валъ земляной велъми крѣпокъ и высокъ, а по
градской стѣнѣ все караулы стоятъ крѣпкия, по сту саженъ кара-
улъ от караула. И въ день и въ ночь все полковники ходятъ тихон-
ко, осматривають, таки ли крѣпокъ караулъ. А ночи уснуть не да-
дутъ, все караул от караула кричатъ и откликаютъ: "Кто идетъ?"
Зѣло опасно блудутъ сей градъ, да надобе блюсти - прямой за-
мокъ Московскому государству.
Въ Киевѣ монастырей и около Киева зѣло много, и
пустынники есть. Райские мѣста, есть гдѣ погулять! Вездѣ сады, винограды,
и по дикимъ лѣсамъ все сады. Церквей каменныхъ такожъде въ
Киевѣ много; на Подолѣ строенье узоричное - тщательны лихо-
маны! И много у нихъ чюдотворныхъ иконъ, а писмо, кажется,
иное - живопись. Сердечная вѣра у нихъ велия къ Богу (а к тому
бы усердию да простотѣ да правая вѣра - всѣ бы святыя были
люди), и къ нищимъ податливы велъми. Да шинки ихъ въконецъ
разорили да кобы, изъ тово у нихъ сильно скаредно, и доброй
человѣкъ худым будетъ.
Церковь Софии Премудрыя Божия зѣло хороша и образсова-
та, да въ ней презорство, строения нѣту ничево, пусто, иконъ
нѣтъ. А старое было стѣнное писмо, а митрополитъ-нехай все
замазалъ известью. А у митрополита поютъ органистая, еще пущи
л. 8 об. органовъ. Старехоникъ миленкой, а охочь // до органистава
пѣния. Въ Верхнемъ городѣ церковь хороша Михаилы1 Златовер-
хова. Тутъ, въ той церкви, мощи святыя мученицы Варвары; и
мене, грѣшнаго, Богъ сподобилъ ея мощи лобзати.