XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
250
Тексты
Генваря въ 11 день заутра рано поидохомъ со Орла на Кромы.
И того же дни приидохомъ въ Кромы, и тутъ мы обѣдали. И зѣло
около Кромъ воровато, мы очень боялись. Градъ Кромы самой
убогой, нѣтъ въ немъ и бозару. Люди въ немъ зѣло убоги - ше-
решъ нагольной, а что кочевыя татары живутъ, избенки зѣло
нужны. И тутъ ѣдши хлѣба и поидохомъ въ Комарицкую волость.
Зѣло была заметь велика, вѣтры были противныя. Нужно было
л. 5. конемъ, и самимъ посидѣть нелзя, а егунье-та // лошадей-та сво-
ихъ погоняютъ, не молехунка не сноровятъ. Бѣда, су, съ ними
ѣхать! Много грѣха принялъ, неблагодарно было на нихъ, коней у
насъ злодѣи постановили. И доидохомъ Комарицкою волостию
отъ Орла до Сѣвска три дни.
И генваря въ 14 день приидохомъ въ градъ Сѣвески и стахомъ
у боголюбца. Мы же подахомъ ему грамотку от орлянина Евсевия
Басова, а мы ему не знаемы. И когда прочелъ нашу граматку, со-
творися намъ знаемъ и приятель и зѣло насъ съ любовию
принялъ. И сотвори намъ трапезу пространну, и созва своихъ сродни-
ковъ и приятелей, и возвеселился съ нами.
И во вторый день поиде съ нами къ воеводѣ съ граматою
царскою, къ Леонтию Михайловичю Коровину съ товарищемъ. И
воевода, прочетъ царской листъ, спросилъ у меня: "Что-де тебѣ надо-
бе? Подводъ-де что?" И я ему сказалъ, что у насъ свои кони есть. "Я,
молъ, для того къ твоей милости пришолъ объявится, что въ листѣ
къ тебѣ писано меня здѣ не задержать, что здѣ городъ порубежной".
И воевода мнѣ сказалъ: "Поѣжжай, Богъ-де тебѣ въ помощь!"
Смирной человѣкъ - воевода. Изыдохомъ изъ дому воеводскаго.
Той же господинъ въ третий день такожде созва къ себѣ срод-
никовъ, и дружей, и приказныхъ людей, и учреди насъ трапезою
пространною, и послужи намъ добрѣ, и медку было довольно.
Такову намъ любовь сотворилъ, якоже искренний сродникъ. И все
нами радѣлъ: всякою нуждою пекъся, и промышлялъ, и напутст-
вовалъ, и въ таможни печать пропускную взялъ, и проводника
намъ далъ дорогу указать. Спаси ево Богъ за ево любовь! Дивной
сей человѣкъ! Ажио есть у Бога-та еще добрыхъ-та людей многа:
спастися миленкой всячески хощетъ.
Градъ Сѣевскъ стоитъ на рѣкѣ на Сѣвѣ. Градъ деревянной,
другой острогъ дубовой, третий земляной. Градъ хорошей
Сѣевскъ велми, ряды и торги хорошия. А люди въ немъ живутъ
л. 5 об. все служивыя, мало посадскихъ, и моско//вские есть стрѣлцы - всѣ
люди тертые, зѣло доброхотны и привѣтливы. Тутъ и денги вся-
кия мѣняютъ: чехи и талеры на московские. И пребыхом въ
Сѣевскѣ 2 дня. От Орла до Сѣевска 108 верстъ.