XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
25
негде, чтоб отдохнуть; все пеши брели, а кони устали. А пустошей,
ни сел - ничего нет, все степ голая: ехали 5 дней, не наехали ни пру-
тинки, чем лошать8 погнать. Горы высокия, да юдолми ехали; уза-
рочистыя горы, холмъ холма выше; да так-то посмотришь9, такъ
горам тем конца нет. //
л. 25. Февраля1 в 24 день пришли на Пруд-реку, - Пруд-река помен-
ши Москвы-реки, - и тут мы перевозились2. Приехали ко другой
реке*, и тут перевоз, - та река поменше Прута, - и тут вскоре3
перевезлись на другую сторону. И стали въезжатъ4 на гору, зело
нужно было въезжать5: глина лихая, а место тесное - едва с
великим трудом взъехали6. Такъ со всем въ Ясех и начевали, да на
другой день нанимали волов7, такъ волами8 возы въвезли9. А мы в те
поры, не доехав Ясей за 5 верстъ, начевали. И, поутру рано
вставши, пошли къ Ясем в самую Неделю православия*, 10и пришли11 въ
Яси в благовестъ* ко12 обедни*.
Яси-град - столица воложская, тут сам господарь живет. И,
пришедши, стали мы у таможни. А мытников в те поры не было
их в таможне, у обедни стояли, - такъ мы их дожидалися. А
когда пришли мытники, и стали у грекъ товар досматривать; и, к
л. 25 об. нам пришед, стали наши возы разбивать13. Такъ // я вземши лист
царской* да положил перед ними; такъ они стали смотреть1 и
велели мне честь, а толмачь им речи переводил. Такъ они тово
часу возы наши велели завязывать и отвели нас в монастырь к
Николе, пореклом Голя*. И тут мы стали, игумен дал нам келью;
потом игуменъ прислал нам три2 хлеба. А когда мы взъехали3
на моностырь4, а игумен сидит пред келею5 своею да тютюнъ
тянет. И я та6 увидал7, что он8 тютюн тянет, и зело быстъ мне
ужасно: что, мол, ето уже свету преставление, для тово что ето-
му чину необычно и странно табак пить. Ажио поогляделся - ан
и патриархи, и митропалиты9 пьютъ; у них то и забава, что табак
пить. //
л. 26. Град Яси1 стоит на горе красовито, и2 около ево горы высокия.
Предивной град бывал, разоренъ от турка и от ляхов. А господарь
воложской и до конца разорил, данью отяготил: с3 убогова
человека, кой землю копать4 нанимается, пятдесят5 талерей6 в год дать
господарю, кроме турецкой подати, а нарочитому человеку -
1000 талерей7, среднему - 500. Да какъ им и не есть? А они у
турка накупаются дачею великою, такъ уже без милости дерет!
Воложская земля вся пуста, разбрелися все: иныя8 - в9 Полшу,
иныя10 - в Клев, иныя11 - к Палею. Кабы ета земля не разорена,
другой такой земли не сышешь12 скоро - обетованная земля,
всячину родит! Они13 сами сказывают: "У нас-де есть и златая руда, и