XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
249
Генваря противу 5 числа въ нощи поидохомъ изъ Бѣлева къ
Волхову со орляниномъ Евсевиемъ Басовымъ. А въ ту нощь
стало морозить, зажеры были великия, нужно сильно было итти.
И приидохомъ въ Болховъ утре на первомъ часу дни, рано, на пре-
празднество Богоявления Господня; и пребыхомъ той день въ Бол-
ховѣ весь до ночи. И нача насъ той орлянинъ къ себѣ въ гости на
Орелъ звать. Намъ же и не по пути съ нимъ ѣхать, но обаче не
преслушахомъ его любви, поидохомъ до Орла съ нимъ.
Градъ Болховъ стоитъ на Нугрѣ на лѣвой сторонѣ на горахъ
красовито. Градъ древянной, вѣтхъ уже; церквей каменныхъ есть
от малой части; монастырь хорошъ, от града якобы поприще;
редовъ много, площадь торговая хороша; хлѣба бываетъ много,
а дровами сильно доволно. Люди въ немъ невѣжи, искусу нѣтъ
ни у мужеска полу, ни у женска, нѣ какъ Калуга или Бѣлевъ, -
своемѣры, дулепы. От Бѣлева до Волхова сорокъ вѣрстъ.
Генваря въ 5 день, въ нощи противу Богоявлениева дни, въ ше-
стый часъ нощи, поидохомъ изъ Волхова на Орелъ и нощь всю ту
идохомъ. Нужда была великая: степь голая, а замять была
большая, се мразъ былъ великъ - больно перезябли.
И генваря въ 6 день, на праздникъ Богоявления Господня, при-
л. 4 об. идохомъ во градъ Орелъ въ самой выходъ, // какъ вышли со
кресты на воду, и стахомъ у боголюбца, у посадскова человѣка Нила
Басова. И той боголюбецъ былъ въ тѣ поры на водѣ, а когда при-
шолъ съ воды, и зѣло намъ обрадовалъся и учредилъ намъ
трапезу добрую, а конемъ овса и сѣна довольна. Покудова мы у него
стояли въ его домѣ, все насъ поил и кормилъ, и коней нашихъ.
Болѣ тоя любве невозможно сотворить, якоже Авраамъ Странно-
приимецъ. И свѣдаша про насъ боголюбцы, и начаша насъ къ
себѣ звати въ домы своя и покоить насъ. Спаси ихъ Богъ, добрые
люди - миленкия орляне! А люди къ церквамъ зѣло усердны и
часто по вся годы ѣздятъ въ Киевъ Богу молитися и съ женами, и съ
дѣтми. И съ нами многия хотѣли итти во Иерусалимъ, да за тѣлес-
ными достатками не пошли.
Градъ Орелъ стоитъ на Окѣ-рѣкѣ въ степи на нискомъ
мѣстѣ на лѣвой странѣ. Градъ древянной, вѣтхъ уже, жильемъ
немноголюденъ; пристань соленая и хлѣбная зѣло велика -
матица хлѣбна! Орелъ-рѣка сквозь градское жилье течетъ и пала во
Оку съ лѣвой страны. Лѣсомъ и дровами зѣло нужно. Церквей
каменных много; монастырь мужеской зѣло хорошъ, ограда
каменная. И пребыхомъ на Орлѣ пять дней; не было намъ
товарищей, затѣмъ много прожили. От Волхова до Орла пятьдесятъ
верстъ.