XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
248
Тексты
то бы намъ пути не найти ко граду: нужно сильно было, вездѣ
воды разлились; а ему путь вѣдомъ, такъ насъ обводилъ нужныя
мѣста.
И приидохом подъ градъ Бѣлевъ ко Окѣ-рѣкѣ, и въ Спаскомъ
л. 3 об. монастырѣ два часа ночи ударила. И Оку-рѣку // ледъ весь
взломала и от берега далече отбила - переѣхать невозможно. И тутъ, на
брегу Оки-рѣки, начюютъ множество народа поселянъ: приѣхали
къ торгу съ хлѣбомъ и со всячиною. И мы тутъ же близъ ихъ та-
боровъ стали. И той бѣлевецъ, кой насъ вѣлъ, пошелъ со мною
пути искать; и преидохомъ съ нуждою за Оку-рѣку по икрѣ межъ
стругами. И приидохомъ къ нему въ домъ, и подружия его
встрѣтила насъ съ любовию и сотвори намъ вечерю добру. Той
боголюбецъ тоя жъ нощи съ сыномъ своимъ, связавши вязанку
сѣна, пошелъ въ таборы за Оку-рѣку къ нашей братии,
а мене, грѣшнаго, не отпустилъ изъ дому своего. И послали одръ,
и тако уснухомъ до заутра, забыхомъ путную нашу нужду. Той же
боголюбецъ тоя жъ нощи, отнесши корму конемъ, возвратился въ
домъ свой, а тамо съ братиею нашею оставилъ сына своего.
И утре востахомъ, и на первомъ часу поидохомъ ко брегу Оки-
рѣки. И Ока-рѣка зѣло наводнилась той нощи, и едва съ великою
нуждою преидохомъ на онъ полъ рѣки къ братии нашей. Братия
наша зѣло намъ обрадовалися и стали промышлять, како бы съ
возами переправливатся. И градские жители маломощные стали
промыслъ чинить, какъ бы переправу здѣлать, и стали икры
наводить въ порожихъ мѣстахъ, и тако здѣлали переѣздъ. Такожде и
мы переѣхали, дали перевозъ и поидохомъ съ миромъ во градъ
Бѣлевъ. И перевощики миленкие свѣдали, что мы ѣдемъ во свя-
тый градъ Иерусалимъ, и, нагнавши насъ на пути, отдали намъ
перевозъ, а сами стали съ нами прощатся. Спаси ихъ Богъ, милен-
кихъ, добрые люди - белевича!
И приидохомъ въ домъ къ тому же боголюбцу, - и приидохомъ
мы въ Бѣлевъ генваря во 2 день, и пребыхомъ той день и нощь, -
покоилъ насъ добрѣ и коней нашихъ. И прииде къ намъ
боголюбецъ, посадской человѣкъ, именемъ Иродионъ, пореклу Вязмя-
л. 4. тинъ, и возмет // насъ со всемъ къ себѣ, въ домъ свой, и угости
насъ нарочито. И многия къ намъ граждане прихождаху, и въ
домы своя къ себѣ насъ брали, и покоили насъ добрѣ. И
пребыхомъ у того боголюбца два дни, поилъ и кормилъ насъ и коней
нашихъ. Въ Белевѣ люди зѣло доброхотны. Людъ велми здаровъ
и румянъ; мужескъ полъ и женскъ зѣло крупенъ и поклончивъ.
А вода въ городѣ нужна: все со Оки-рѣки возятъ. От Лифина до
Бѣлева тридесятъ верстъ, толко пространные версты.