XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
241
И во 2 день пошли въ Печеръской монастырь, въ лавру
преподобных отецъ нашихъ Антония и Феодосия. И были въ соборной
церкви, и лобзали образъ чюдотворной Пресвятыя Богородицы.
Потомъ пошли въ пещеру Антониеву, и тамо мощи святыхъ
л. 263. всѣхъ лобъзали, и покло//нихомся, и изыдохомъ изъ пещеры Анъ-
тониевы. И поидохомъ въ Федосиеву, и тамо такожде мощи
святыхъ лобзали, и поклонившеся, и изыдохомъ, и поидохом въ
монастырь. И ходивше доволно по монастырю, а сами удивляемъся че-
ловѣколюбию Божию: како въ такую страну далнею ходихом и
како назатъ возъвратихомся. А когда мы шли во Иеросалимъ, и
тогда мы приходили въ монастырь Печерской, и ходили по пеще-
рамъ преподобныхъ отецъ, и обѣщалися, что естьли, Богъ дасть,
сходимъ позъдарову, то не возъвратимся инымъ путемъ, но къ
л. 263 об. вамъ, отцы // преподобнии, пришедъ, поклонимся. И за молитвъ
преподобныхъ отецъ Антония и Феодосия Богъ насъ сохранилъ
от всякихъ навѣтъ вражиихъ. И тако ихъ молитвами отечесъкими
доидохомъ града Киева. И тако, поклонивъшеся, изыдохомъ изъ
лавры; и приидохом на дворъ, гдѣ же стахомъ; потомъ мало опо-
чихомъ.
И свѣдаша про насъ жители града Киева, мещаня и служивыя
люди московскихъ полковъ, и стали насъ къ себѣ зватъ въ гости.
И зѣло намъ ради миленкия, и покоили насъ хлѣбомъ и солию.
л. 264. И полковники за нами присылали, // къ себѣ въ домъ зывали, да
мы за недосугами у нихъ не были. Зъвали для речей, что видѣли в
Турецъкой земли. Зѣло любѣзъно насъ звали, и намъ не удалось
у нихъ побывать.
Потомъ дождались мы колужен: приехоли къ ярмонъки, к
Успеньеву дъню. А когда увидели насъ, и зѣло намъ
обрадовались, и възяли менѣ къ себѣ на дворъ хлеба есть, и много было во-
просовъ от нихъ о похождении нашем. Потомъ приехолъ
любезный наш другъ Давыдъ Степановичъ со своею дружиною. А когда
л. 264 об. мы ево увидѣли, а онъ насъ, и тогда // мы обои от слезъ не могли
удержатися, и зѣло мы другъ другу обрадовалися. Спаси Богъ
Давыда Стефановича, много нашим путемъ радѣлъ! А когда при-
ехалъ назадъ въ Киевъ, и тогда насъ не забылъ и зъ дружиною
своею. И тако мы той день в радости были велицѣй и всю нашу
путною скорбъ забыхомъ. Будто наши искрении друзи и
сродницы! Потомъ и множество калуженъ приехоли, и всю ярмонку мы
с ними добрѣ проводили, въ радости и веселии.
И жихомъ мы въ Киевѣ 6 недель, и объходихомъ многия
л. 265. святыя // отеческия мѣста. И въ пустынъныхъ мѣстахъ были, и
пустынъныхъ жителѣй видели, и доволно ходихомъ по пѣщерамъ.