XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
235
ево Ерастъ Стефановичъ, спаси ихъ Богъ, трапезу намъ зѣло
устроили доброю, и ренскова было доволно. Ради миленкия, а сами
говорят намъ: "Слава-де Богу, что вы нас застали! Хорошо-де
с нами ехать къ Москвѣ. Мы-де вамъ не чаели назадъ выехать".
И, въставши от трапезы, воздали хвалу Богу; потомъ пошли
гулять по Царюграду.
л. 248 об. Потомъ, на третей день нашего пришествия, учинился // бунтъ
въ Цареградѣ от янычаръ. Сказана была янычаромъ служъба -
ититъ на каторгахъ на Черъное море подъ Керчю и на Кубань-
рѣку, въ мори устья заваливать каменьемъ, чтобъ московския
корабли с войскомъ не пришли. И тѣ янычары пришли к пушъкар-
скому двору головѣ жалованья просить, и голова жалованья имъ
выдалъ полъное. А янычары стали просить за прошлыя годы
от азовской служъбы походноя жалованья. И голова сказалъ:
"Мнѣ-де указу такова от салтана нѣтъ, что вамъ за прошлые годы
л. 249. подъемъ // давать." Такъ они голову възявши, да и уд овили, да и
пошъли по рядамъ, грабить ряды. И мы въ тѣ поры прилучились
въ рядахъ - едва ушли на гостиной дворъ да и заперлись. А въ ре-
дахъ и въ дворахъ въвезъдѣ толко стукъ да громъ стоить, какъ
запираютца по рядамъ и по дворамъ. Потомъ бунту было часа
на дъва.
Потомъ прибѣгли янычары царския да и перехватали
янычаръ - такъ бунтъ и унялся. А мятежъ по всему Царюграду -
ужасъ великой: крикъ, пискъ бабей, робячей. А то и кричать:
л. 249 об. "Москва пришла, московския ко//рабли! Увы, погибель пришла
Царюграду!" А дворы заперши, да ямы копали, да добро прятали.
И турки ходячи по Царюграду з дубъемъ да бъють въ ворота,
чтобъ не мѣтежились, а сами говорять: "Нѣтъ московъ, нѣтъ, то-
де янычары възбунътовали!" И к ночи едва унялся метежъ. Мы
же зѣло подивилисъ: "Куда, молъ, на турокъ ужасъ напалъ от
московъскаго царя?" А сами удивляемся: "Зачто, су?" И удивлятся
время-то приходить, такъ на нихъ и страх Богъ напускаеть, знаме-
л. 250. ние предпосылаеть страхованное. //
Потомъ мы стали убиратъся в село Енинково: на Чорн-ѣе море
корабли всѣ изъ Еникова-села отпущаются; а товары в коикахъ
возять; а село Еникова от Царяграда 10 вѣрстъ. Мы же убравши-
ся с рухледью в коикъ, да и поехали въ Ениково, и стали на том же
дворѣ, гдѣ московския купцы стоять. А купцы еще въ корабль не
клались, ожидали изъ Анъдриянъполе указу. Стали класться въ
корабль, толка поклались - ан и указъ пришелъ, что ехать горами
л. 250 об. на Голацы чрезъ Дунай-рѣку, а на турецких подъ//водахъ, да
200 человѣкъ туракъ-провожатыхъ дано до Киева, да воловъ 120,