XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
234
Тексты
рову Милитинъскому. И тотъ островъ зѣло вѣликъ, и городов в
немъ много. И тутъ мы стояли двои сутки. И потом подънявши па-
русы да и пошли, а голены уже от насъ отстали назадѣ.
И на другой день пришли к устью Ускому морю, что въ Царь-
л. 246. градъ поворачавають. И тут // намъ вѣтръ противной былъ, не пу-
стилъ насъ в Уское море. И стояли мы тутъ пятеры сутки: вѣтръ
былъ все противъной. А на тѣхъ воротахъ стоят два города турец-
кия для воинъскова дѣла, зѣло ружъемъ запасны. Α гдѣ мы
стояли, и от тѣхъ мѣстъ до Афонския горы 160 вѣрстъ, а до Царягра-
да 140 вѣрстъ. А Офонская гора от того мѣста въ день не видно,
а когда солнце сядеть, такъ она вся обнажится, а въ день не знат
ничево.
Потомъ сталъ вѣтръ заворачеватца намъ въ попутье, такъ на
л. 246 об. всѣхъ корабляхъ подъ//няли парусы да и пошли. И прошъли два
городка, а имя имъ Костели, да и стали: опять вѣтръ не нашъ
сталъ. Тутъ было нашъ корабль каменемъ проломило, и едва
законопатили. И в тѣ поры раизъ с навъклиромъ побранились.
Навъклиръ говорить: "Пора якори кидать!" А раизъ говорит:
"Еще рано!" Да так-то въ томъ шуму о камень корабль и
ударился, чють не пропалъ было корабль, и с людми. Да еще-то Богъ по-
миловалъ, что тихонко потерся о камень.
И утре рано, поднявъши парусы, пошли под Царьградъ. И на
л. 247. Другой день над вечер // пришли подъ Царьградъ, въ среду
Преполовения Господня, и стали на якоряхъ на Бѣломъ мори противъ
Царяграда, нѣ дошедъ пристали версты за двѣ. Потомъ к нашему
кораблю приехоли ис таможни турки и стали на корабли товаровъ
досматривать. Потомъ стали нашу рухледь разъбивать, такъ я имъ
показалъ турецъкова салтана листъ, такъ они .и не стали
разъбивать. И началъной туракъ въ честь у меня попросилъ чотки иеро-
салимския, такъ я ему далъ, а крестъ с нихъ снялъ. Такъ онъ ска-
л. 247 об. залъ: "Поспешай-де! Вашъ московъ козырьянъ // скоро едѣть къ
Москвѣ, так де тебѣ с ними хорошо, они-де уже выбираютца с
товарами въ Енинково-село". И я такъ услышалъ, что еще наши мо-
сковския купцы не уехоли, такъ я зѣло обрадовался. Да нанявши
коюкъ, и убравшися с рухледью, да и поклонясь раизу, и поехоли
на Фенарь въ метоху Иерусалимскую.
И приехоли въ метоху, и игуменъ намъ радъ, сталъ
здравствовать: "Здраво ли де Богъ васъ сносилъ?" Мы же ему гърамотки
подали от намѣсника, а онъ намъ далъ кѣлью и хлѣба прислалъ и
л. 248. вина, всево доволно. Потомъ поидохомъ въ ве//лдеганъ къ мос-
ковскимъ купцамъ, и еще они не уехоли въ Енинково. А купцы
намъ зѣло обрадовалися. Калуженинъ Иванъ Козминъ и братъ