XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
231
ня и сказали намъ, что въ городе моръ есть. Такъ нашъ раизъ
хотѣлъ назатъ поворотить - анъ бѣжать и тѣ сюда, такъ нѣкуды
л. 239. дѣватца, стали да и положились // на волю Божию: лутче въпасти
в руцѣ Божий, нежели в руцѣ неприятелския. И пошли подъ горо-
докъ, и стали на якори. Потомъ за нами пришли всѣ корабли ту-
рецкия да и стали; а разбойническия корабли за лиманомъ стали
на воротехъ да и не выпускають никово. И сталъ нашъ путь,
некуда деватца!
И на третей день на турецкомъ корабли умеръ раизъ-турче-
нинъ. Бился с разъбойниками, такъ разбойники у коробля дерево
подъбили да сопецъ разбили, а раизу руку обрубили - такъ онъ
въ 3 день и умеръ. Α забѣжали наши корабли въ тот лиманъ въ
л. 239 об. среду Крестопоклонною, // и стояли мы подъ тѣмъ гороткомъ до
Святой недели. Потомъ стали раизы съежатца да думать, какъ
быть. И придумали, и послали почъту въ Царьградъ къ салтану
турецкому, что разбойники не выпущают. А когда мы под тѣмъ го-
родомъ стояли, и в тѣ поры учинился на одномъ корабли моръ
сталъ. И зѣло тому кораблю стало нужда: не пущають ни въ го-
родъ, ни на корабль, а харчъ приели, а възять негдѣ, а людей ос-
таетца немного. Такъ раизъ дождавши ветру доброва да ночъю и
пошелъ на уходъ сквозь разбойническия корабли. И гнали за нимъ
л. 240. вѣ//рстъ со двѣсте до города Родоса, и ушелъ - Богъ спасъ ево;
а корабль былъ християнской, грѣческой.
Потомъ учинился въ городкѣ великой моръ, такъ корабли и
пошъли от города прочъ на другую съторону, въ другой лиманъ,
подъ горы зѣло высоки. И под тѣми горами стояли съ неделю.
Тутъ и Свѣтлое Христово воскресение възяли. И зѣло печално
было: такой пресъвѣтлой празникъ възяли въ пусътомъ мѣсте.
На Свѣтлое воскресение раизъ прислалъ мнѣ яицъ, молока.
Спаси ево Богъ, миленъкова! Доброй человѣкъ былъ, часто и къ
себе обѣдать зывалъ.
л. 240 об. Потом въ самой // празникъ послѣ обѣда пошли корабли опять
подъ городъ и стали на якори. А на коробляхъ уже и хлѣба не
стала, нужда великая стала. Много у нашего раиза брали сухарей на
всѣ корабли, у него было запасу мъного зѣло. Человѣкъ онъ
старой, съ сорокъ лѣтъ уже на короблях ходить, такъ всякия нужды
видалъ, такъ научился, какъ по морю ходить.
А когда мы стояли подъ горами, и тутъ мы въ горахъ видели
идольския капища, древния гробища идольския. И мы по тѣмъ
л. 241. горамъ гуляли, и въ тѣхъ капищах и гробищахъ // вънутрь ихъ
были. Диво да и все тутъ, какая на людей-то сълѣпота была! А гро-
бищи пусты, костей нѣтъ ничево. А капищи выбиваны ис камени