XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
230
Тексты
далъ на дорогу с пудъ финиковъ. Зѣло добръ архимандритъ да и
разуменъ! Мнѣ онъ много расказовалъ, какия тутъ на него бѣды
бывали от турокъ, какъ ево грабливали и церковъ. Невозъможно
л. 236 об. ево бѣдъ и писа//нию предать!
И жили мы въ Домяти недели зъ двѣ; потомъ и стали корабли
отпускатца и из устья Нила къ морю, и тамъ стали нагружать.
А мы дни съ три спустя ихъ после нанявъ коикъ да и поехали с рух-
ледью къ морю - анъ еще корабль нашъ не вышелъ на море, такъ
мы и стали противъ заставы. И тут насъ остановили и стали нашу
рухледъ досматривать, такъ я юмручею подалъ салтанской листъ.
Такъ онъ прочетши, да и не вѣлелъ разъбивать рухлѣдь, да и
л. 237. вѣлелъ намъ очистить полатку, гдѣ намъ // стоять, дакудова
корабль пойдеть. А самъ юмручей спросилъ у меня: "У ково-де ты
идешъ на корабли?" И я ему сказалъ, что у Халова. И турченинъ
мнѣ сказалъ: "Доброй-де человѣкъ Халовъ, я-де знаю. Поди-де съ
Богомъ!" И тутъ мы на заставѣ жили два дъни.
Потомъ, сѣдши въ коикъ и рухлѣдь положа, да и поехали на
морѣ χ кораблю. И подѣехавъ, и сѣли въ корабль. А иныя-де
корабли, убравшися, пошли къ Царюграду. А нашего раиза задоръ
берѣдь, что корабли пошли, а онъ осталъ, такъ сердитъ былъ
л. 237 об. зѣло. Мы // въ тѣ поры к нѣму не подходили, как онъ убирался.
Потомъ тотъчасъ велѣлъ парусы поднимать, да и пошли, а то уже
на походѣ убиралися. И бысть вѣтръ добръ. Потомъ нашъ раизъ
съталъ веселъ, какъ корабль пошолъ, а вѣтръ сталъ добърой.
Такъ мы подъшедъ къ нему да поклонилися. Такъ и онъ намъ
поклонился, а сам молвилъ: "Добре-дѣ тебѣ будет, сидя здѣся!" Да и
велѣлъ мнѣ мѣсто хорошее очистить, а сам под мѣсто рагожи
стелѣть. Съпаси ево Богъ, миленъкова, доброй былъ человѣкъ!
л. 238. И хлѣбъ нам // велѣлъ давать, и кашу, и, что ни ворять, всячину.
И шли мы четверы сутки, а вѣтръ все был боковой, и зъбило
насъ вѣтром въправо вѣрстъ зъ 200. Потомъ на 4 день стали горы
показоватца. И на вечеръ подошли под градъ Мирликийской, гдѣ
Никола Чюдотворецъ родился. Потомъ къ ночи вѣтру доброва
намъ не стало. И сталъ нашъ корабль ходить по морю то сюда то
туда, чтобъ не стоять. И тако ночъ всю шатался. И наутрее по
морю появились кораблей много: каторыя прежъде насъ пошли, всѣ
л. 238 об. тутъ email ли сбиратца. Потомъ кораулъшикъ нашъ свѣрху дрѣва
кричить, что идуть-де корабли разъбойническия. Потомъ мы смо-
тримъ - анъ и всѣ корабли поворотили назатъ к нашему кораблю.
Потомъ и нашъ раизъ велѣлъ корабль назатъ оборотить, да и
пошли подъ городокъ Костелорисъ. А когда мы пришъли въ ворота
межъ горъ въ лиман, тогда изъ горотка въ койки выехали гражда-