XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
225
А когда мы шли от Иерусалима до пристали моръской, и намъ на
пути от арапъ зла никакова не учинилось, - слава Богу-свѣту, -
потому что арапъ-изъвощикъ нас во всемъ очищалъ от нихъ, со-
бакъ, тѣми денгами, что мы иму дали по 20 алтынъ съ человѣка.
А когда мы наедемъ на дороге на разбониковъ, а они, что сабаки,
лежать свернувъши; какъ увидять насъ, такъ въскочать всѣ
да такъ и бросятца на насъ. А мы укажемъ на извощика-арапа:
л. 224 об. "Кофар, моль, за насъ дасть пешкешъ, сирѣчъ // подарокъ", -
такъ они и поидуть ко извощику, а извошикъ уже имъ, собакамъ,
даваить иному грошъ, а иному кусъ табаку. Да так-то насъ всю
дорогу изъвощикъ оплачевалъ, да так-то насъ Богъ помиловалъ от
нихъ, сабакъ. А изъвощикъ шолъ все позади насъ для разбойни-
ковъ-араповъ: какъ на насъ нападуть, такъ мы укажемъ назадъ,
на изъвощика, такъ они к нему и кинутца. А мы въ тѣ поры ну да
ну въпередъ по дороге, да тако Богъ и спасъ насъ от всѣхъ бѣдъ.
л. 225. А за извосъ мы давали по два тареля на коня, а ходу полтора // дни.
А всякому человѣку по два коня: под себя лошедь да под рухледь
другая; а иныя и пеши шли, толко под рухлѣдъ нанимали.
А когда мы пришли на присталь во Иопию, и въ тѣ поры на
пристали кораблей не было приходу, для тово что въремя зимъ-
нея, такъ к той пристоли корабли не приходять. И нетъ пристоли
тутъ доброй, такъ зимою корабли разбиваеть вѣтромъ. И намъ
бысть о томъ зѣло печално. Какъ такъ, что кораблѣй нѣтъ? Что
л. 225 об. дѣлать? Стала наша дорога. А градъ пустой, харчю нет, // зѣло
убогое мѣсто - гладом боло умерли, тутъ живучи. А у турак,
сабакъ, въ то время прилучился ихъ празникъ турецкой. Месяцъ
целой они постятца, такъ на базаре не дабудешъ никакова харчю.
Α хлѣбъ уже вынесуть на вечеръ, какъ солнце станеть садитца, и
тотъ въвесь разорвуть турки. А иныя у насъ иной день и не ѣтчи
бывали. Зѣло нужно было, нѣчимъ поживитца, не добудешъ ни
рыбки, ни яицъ - самая пусташъ.
А жили мы тутъ на пристали двѣ недели, а пуще намъ года ста-
л. 226. ло. Зѣло печално и унинъливо // было. Ужасъ толко: от моря
стоить стонъ, какъ море шумить да волнами разбиваетца. А от
печали у насъ то и забава была, что, бывало, пойдешъ подле моря
гулять; да и тутъ гуляешъ, а назадъ оглядаваешся, чтобы
арапы-разбойники не набѣжали.
А когда мы пришли на присталь, такъ попъ черной, кой тута
живеть в метохи, на другой день въбезъсновался, такъ мы,
грѣшнии, тутъ всю нощь надъ нимъ возились. Былъ у насъ крестъ
московскаго литья мѣдной, такъ тѣмъ крестомъ ево все огражда-
л. 226 об. ли. А ди//явол-де въ немъ кричить: "Студено-де, озънобили-де
8. Хождение в Святую землю...