XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
224
Тексты
щера огражена, и сады въ ней насажены во оградѣ. И в ту пещеру
турецкия пророки пущають да беруть съ человѣка по паре. А
пещера зѣло велика и высока. А сказавають про ту пещеру: "Когда
пленѣнъ бысть Иерусалимъ, и Иеремия Пророкъ ведѣнъ бысть
въ плѣнь, и пребысть въ Вавилонѣ 70 лѣт. Варух же Пророкъ,
жалѣя учителя своего Иеремию Пророка и Иерусалимова
разорения, и затвори себе въ той пещерѣ, и плакате о разлучении учите-
л. 222. ля своего, даже до возъвращения. // И внегда же людие во
Иерусалим возвратишася, тогда и Варуху изъ пещеры изъшедшу и
Иеремию Пророка погребѣ". И та пещера зѣло удивителна; прежде
сего бывала внутрь старого града, а нынѣ вънѣ новаго града,
за стѣною градъцкою. И многие знать полаты старого града
Иерусалима, строение и сады; и нынѣ тутъ все пусто, толко
пещера Варухова.
Генваря въ 18 день поидохомъ из святаго града Иерусалима
на Русь въ пятницу предъ Недѣлею мытаря и фарисея на 1 часу.
л. 222 об. И намѣсникъ патриаршей при//говорилъ намъ извощика-арапа,
християнина грѣческой вѣры. И тако мы, убравшися на кони,
поидохомъ изъ града; и, вышедъши за градция врата, стахомъ на
поли ерусалимскомъ. И приказалъ насъ питропосъ проводить тол-
мачю-старцу; и толмачь выпроводилъ за градъ, сталъ изъвощику
приказывать, чтобъ насъ въ цѣлости до пристали поставилъ и ни-
каковы шкоды бъ не учинилъ. А намъ сталъ толмачъ говорить:
"Естьли де изъвощикъ вамъ на пути кое зло учинить, то де пи-
л. 223. шите ко мнѣ, я-де на немъ за рубль до//правлю 20 рублевъ".
И велѣлъ намъ толмачъ дать изъвощику всякому человѣку по
60 паръ на раздачю по дороге арапомъ-разбойникомъ, чтобы
арапы насъ не трогали, чтобъ изъвощикъ насъ во всемъ очищалъ.
И тако мы убравшися совсѣмъ, и помолившеся Господу Богу и
Прѣсвятей Богородицы, и призвавши всѣхъ святыхъ въ помошъ,
и поклонихомся святому граду Иерусалиму, поидохомъ въ путь
свой на присталь моръскую.
И тово дни минухомъ село Емъмаусъ и доидохомъ до града Ро-
л. 223 об. меля. И приидохомъ въ метоху, сирѣчъ // въ подворье
Иерусалимское, и старецъ тово подворья принял нас с любовию. А мы зѣло
с пути утомилися, и старецъ поднесъ нам вина церковнаго; а намъ,
утомъленымъ, зѣло въ ползу. И тако мы препочихомъ ту нощь.
И утре рано извощикъ привел намъ кони, мы же убравши свою
рухледь на кони и поидохомъ ко граду Иопии на присталь
морскую. И того же дни приидохомъ во Иопию, якобы часу въ 5 дни,
и стахомъ въ метохи Иерусалимъской. И старецъ, попъ чер-
л. 224. ной, принялъ нас с любовию и угости насъ тра//пезою обилною.