XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
223
му были, турки насъ пушали: и мы дали имъ подарокъ, такъ они
насъ водили въ полату Давыдову. А въ полате Давыдовѣ живет
турчинъ. Толко одно окно, и дъругое - въ предѣле, а въ полатѣ на
окнѣ яма великая въ камень вогнулася.
А сказавають про ту ямицу: "Когда-де Давыдъ Псалтыръ пи-
салъ, так-де возлегъ лактем опочнуть на тотъ камень". Горить
кондило с масломъ древяннымъ и день и ночъ; а ставять то канди-
л. 219 об. ло турки, почи//тають Давыда. И мы, грѣшнии, тот камень
целовали. А что глаголеть Святое Писание: "Въ дому Давыдовѣ
страхъ вѣликъ", - и нынѣ въ томъ дому Давыдовѣ страха никако-
ва нѣтъ, а въ немъ турчинъ живѣть. И тутъ будеть совершатися
таинство во время страшнаго Христова пришествия. От того же
дому Давыдова, от заподъной странѣ близъ естъ потокъ сухъ под
градъцкою стѣною, подъ домомъ Давыдовомъ; имя тому потоку -
юдоль Плачевная, идѣже хощеть тещи река огненная въ день
Страшнаго суда.
л. 220. А на // полуденную страну нынѣшняго града Иерусалима,
за стеною у вратъ стоить гора Сионъ - мати церквамъ, Божия
жилище.
На той же горѣ преже сего бывалъ монастырь, а нынѣ
турецкой мечетъ, в немъ же турки живуть. На той же горѣ близъ градъ-
цкой стѣне домъ Завѣдеовъ, отца Иоанна Богослова. Въ том
дому тайную вѣчерю сотворилъ Исусъ со ученики своими. Въ томъ
дому Иоанъ возлеже на перси Господни. Въ том же дому жила
Пресвятая Богородица, егда Господь нашъ Исусъ Христосъ, стоя
л. 220 об. на крестѣ, // глагола матери своей: "Жено, се сынъ твой". Потомъ
глагола ученику: "Се мати твоя". И от того часа поять ю ученикъ
въ тотъ домъ свой. И въ томъ дому жила до сошествия Святаго
Духа на святыя апостолы и ученики въ день пятдесятницы. Въ
томъ дому и преставление бысть Божия Матере. Въ той же домъ
по воскресении прииде Христос ко ученикомъ, и дверѣмъ затво-
реннымъ, и ученикомъ собраннымъ, и показа Фомѣ руцѣ и ребра
своя. На той же горѣ гробъ святаго первомученика Стефана. На
л. 221. той же горѣ ангелъ Господень // отсѣкъ руку жидовину,
прикоснувшемуся гробу Пресвятыя Богородицы. А от дому Иоанна
Богослова на лѣвую страну вѣржениемъ из лука - Галилея Малая, та-
мо первѣе по воскресении своемъ Христос из мертвыхъ явися.
А та вся мѣста на Сионъской горѣ. А домомъ Заведѣовымъ
владѣють нынѣ еретики - армяне проклятыя, у турка купили.
Потомъ поидохомъ за градъцкую стѣну въ пещеру Варухову;
и та пещера от градъцой стены якобы вержениемъ изъ лука. И въ
л. 221 об. той пещерѣ живут // махметанския дияволъския пророки. А та пе-