XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
222
Тексты
странѣ юдоли на горѣ тутъ село Скуделниче, - а от града то село
с вѣрсту, на полуденъную страну, - въ погребение странънымъ,
что откуплено Христовою кровию, иже Июда Христа предалъ ию-
деомъ на 30 сребреникъ. И тако жидове купиша тѣми сребреника-
л. 217. ми село Скуделниче // въ погребѣние страннымъ. А каторыя хри-
стияне приходят ото всехъ вѣръ и странъ, от востоку и заподу по-
клонитися Гробу Господню и святымъ мѣстамъ, и коему прилу-
читца отити къ Богу, и тѣхъ християнъ кладуть въ томъ дому въ
селе Скуделничи. Аще ли инокъ-пришлецъ въ коемъ монастырѣ
случитца ему умерет, и с того монастыря тут же приносят въ то же
село. А ерусалимцы въ том селѣ никогда не кладуть. Въ томъ
селѣ ископанъ погребъ каменъной, какъ пещера, а дверъцы малы
л. 217 об. учинены; и въ томъ погребе пещера, перѣдѣланы // закромы.
А кладуть християнъ въ томъ погребе безъ гробовъ на земли.
А лежить тѣло 40 дъней мяхко и цѣло, а смраду нѣтъ от него.
А егда исполнитца 40 дней, и об одну нощь станеть тѣло его
земля, а кости его наги стануть. И пришедъ той человѣкъ, кой приста-
вленъ въ той пещере, и ту землю лопатою соберѣть въ закромъ,
а кости въ другой; а кости тѣ цѣлы и до сего дъни. А земля ихъ
прежде сего, сказывають, голуба бывала, а нынѣ черна, что и
протчихъ человѣкъ, толко смраду нѣтъ. А въ пещеру когда
л. 218. въвойдешъ, такъ // духъ тяжекъ; мы ходили въ ту пещеру, пла-
томъ ротъ завезавъши. А закромовъ въ той пещерѣ много; а хо-
дять со свѣчами зажегши, а то темно въ пещерѣ, ничего не видать.
А та пещера стоит надъ юдолью Плачевною; а юдолъ Плачевная
пошла под лавру Святаго Савы Освященнаго и къ Садомсъкому
морю. А сказывають, что тою юдолью Плачевною въ день
Страшнаго праведнаго суда Господня река огненъная потечеть.
О домѣ Давыдовѣ
Домъ Давыдовъ стоить от заподной страны у вратъ Лидскихъ,
л. 218 об. и от Египта приходять въ тѣ же // ворота. И придѣланъ домъ
Давыдовъ к грацкой стѣне: три стены внутрь града, а четвертая
градская. Крухъ ево копанъ ровъ; а чрезъ ровъ мостъ прежде
сего бывалъ каменъной, а нынѣ деревянъной. А у вратъ великаго
дома лежать пушки болшия и сторожа, караулъ великой, стоят
турки и арапы, янычары. А живуть въ немъ турки, а християнъ не
пущають; а кто дасть подарокъ, такъ тово пустять. А величиною
домъ - какъ изъ лука перестрелитъ, а равенъ въдоль и поперѣкъ.
л. 219. А харомъ въ нѣмъ развѣ одна полата, // из нея же Давыдъ видѣ
Вирсавию, мыющуюся въ винограде. И мы, грѣшнии, въ томъ до-