XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
221
съквозъ гору и вышла въ полъгоры ручей хорошей, и тутъ
турецкий жоны платье моють, прудокъ запружонъ. А та вода во юдоль
Плачевною не дошла, вся въ гору донырнула; а юдолъ Плачевная
л. 214 об. суха, нѣтъ в ней во//ды. А сказывають про ту купѣль, что она
прежде плѣнения Вавилонскова не бывала. А когда-де возъврати
Господь от плѣнения, тогда пришедъ к тому мѣсту Иеремия Про-
рокъ и весь плѣнь с нимъ на тотъ потокъ, и помолися Иеремия
Богу, и даде Богъ въ томъ мѣсте воду.
Во Иерусалимъ ис той купѣли арапы возять воду на велбудахъ
да пъродають. Α рѣкъ и кладезей во Иеросалимѣ нѣтъ, и земля
безводна, но токмо купѣль Силуамля. И тое воду покупають бога-
л. 215. тыя, а убогия питаютца дождевою водою. А дождъ во // Иероса-
лимѣ приходить ноябъря-месяца. А когда мы пришли во Иероса-
лимъ, такъ перво дождъ пришолъ в нощи противъ арханъгела
Михаила дъни и до февроля-месяца шолъ.
Α хлѣбъ там сѣють около Филипова заговенья, а поспѣваеть
къ Свѣтлому воскресению; а овощи всякия поспѣвають на
Рожество Христово и на Богоявление Господне. У насъ зима, а у нихъ
лѣто и прохладъ въсякой. Α лѣтомъ во Иеросалимѣ от солнечна-
го зною и ходить нелзя: зѣло солнце печеть. А во всю зиму кома-
л. 215 об. ры лѣтають, и боси ходять арапы, и снѣгу не // бываетъ, ни моро-
зовъ никогда не живеть. Какъ у насъ на Москвѣ вѣсна пываетъ
теплая, такъ у нихъ зима-то такова бываеть тепла: дожди, туманы,
а громъ бываеть во всю зиму и молния. Иерусалимъ - среда
земли, понѣже когда бываетъ день большой въ Петровки, тогда
солнце на полъдняхъ станеть и в самой вѣрхъ главы свѣтить, такъ
стѣнь не бываеть. А когда станеть день убывать, тогда стѣнь
станеть познаватца. Мы же тѣ дни во Иеросалимѣ не прилучихомся,
л. 216. токмо въ болшия ночи зимния искусихомъ: о полуно//щи въ
мѣсячныя ночи на монастырь изъ кѣльи выхаживахомъ и
смотрѣхомъ, какъ месяцъ прямо станеть надъ главою и стѣни не
знать - и то мы собою искусихомъ.
А день во Иеросалимѣ болшой лѣтней 15 часовъ, а нощь 9 ча-
совъ бывають. А колодези каменныя копаныя; и дожевую воду на-
бирають: стѣчи подѣланы плоския и приведѣны къ колодѣзямъ
трубы. А вода въ колодѣзяхъ не портитца, во весь годъ бѣла, а не
желта бывает.
И мало пошедъ юдолью, на правой руки въ полъгорѣ стоит
л. 216 об. древо // масличное, окладено каменѣмъ, с храмину будеть. А под
тѣмъ дрѣвомъ, сказывають, что Исайю Пророка пилою претѣрли
жиды, а претирали пилою дрѣвяною. И то дрѣво зѣлено и до сего
дня. И от того дрѣва пошедъ подъ гору во юдоль, и на дъругой