XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
220
Тексты
лимъ, ино все видно до единой храмены; но и всюдо с нея видно:
ко Иордану, к Содомскому морю, ко обители Святаго Савы, к Ви-
л. 212. фании и къ Вифлиему. // Забытая радость - Елеонъская гора!
И ходихомъ по нѣй доволно, и веселихомся, и радовахомъся, что
въ Едѣме*.
Потомъ поидохомъ съ горы. И когда поровъняхомся противу
Гепсимании, тогда насъ вождъ, старецъ-арапъ, повѣлъ налѣво по
юдоли Плачевъной. И мало поидохом во юдоль, тутъ лѣжить
камень невѣликъ, плоскъ. А на томъ камѣни воображена стопа
ножъная, а въ ней вода, полна стоить. А сказывають про тотъ
камень: "Когда Христосъ стрѣтился со слепъцомъ, и ста на томъ ка-
л. 212 об. мени, и плюну на землю, сотвори // брение, и помаза очи слепому,
и посла его къ Силуамстѣй купѣли умытися. И какъ Христосъ
стоялъ на камени, такъ ево стопа въ камени вообразилося, что въ
воскъ". И тотъ мы, грѣшнии, камень цѣловахомъ, и воду из1
стопы пихом, и умывахомся2. А вода въ стопѣ не убываетъ, опять на-
полняетца. Α подлѣ тово камени яма, зѣло глубока провалина, а в
ней на днѣ вода чють знать. И въ тую яму намъ не вѣлять
смотрѣть; а что то за пропасть, про то и грѣки не знають.
И оттуду поидохомъ вънизъ по юдоли, на лѣвой сторонѣ
л. 213. стоить // гробъ Авесолома, сына Давыдова; а здѣланъ, что голу-
бецъ, узорочисто; а на верху круглая башенка; а окола голубца
накидано каменѣмъ мѣлкимъ кучи великия. Мы же вопросихомъ:
"Что ето за камѣнья?" И они намъ сказали: "Ето-де жидове
накидали. Они-де не любять Авесалома за противление отча. И когда-
де жидове етемъ путемъ идуть, то все камень кидають ко гробу
тому". И когда пойдешъ от Весоломова гроба внизъ по юдоли, на
лѣвой стране все гробы въ той горѣ пророческия, жидовъския,
л. 213 об. узоричисты // и двери, и окна; а те гробы выбиваны въ горѣ из
одного камени.
И от того мѣста поидохом вънизъ по юдоли Плачевной. На
градъцкой странѣ, противъ угла, подъ стѣною и подъ горою ка-
менъною естъ купѣль Сулуамля. Въходъ въ нея учинена лѣсница
каменъная, широкая, что въ погрѣбъ походной, да крута зело, а въ
нѣй ступенѣй 12 итъти въ гору. И по конецъ тоя лѣсницы самая
купѣль Силуамля, аки озерцо широко, а глубина - въ груди че-
ловѣку. И приходять всякия люди, недугомъ одержимыя различ-
л. 214. ными, и погружаю//тца въ той купѣли, и зъдравы бывають. А
когда мы пришъли к устию купѣли, ажио въ ней купаетца арапъ бол-
ной, босурманъ. И когда стали на него кричать, такъ онъ вонъ
вышел ис той купѣли. Сидять тутъ арапы, беруть мыто - по копейки
съ человѣка и по грошу. А вода въ купѣли не стоить, но идеть