XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
22
Тексты
видели ни сел, ничего, шли все дубравами. И не дошед до Фастова*
версты за три, и начевали у заплотины, преж сего мелница
бывала. И та ночь зело холодна была, веема перезябли.
И утре рано пришли под Фастов-городок 2и стали у вала
земляного. А в том городке сам полковникъ Палей* сам живет. Преж
сего етот городок3 бывал лятской, а Палей насилием у них отнял
да и живет в нем. Городина хорошая, красовито стоит на горе, по
виду нѣкрепок, а люди в нем что звери. По земляному валу воро-
л. 20 об. та частыя, а во всяких воротах копаны // ямы да соломы наслано.
Въ ямах такъ палѣевщина1 лежат человекъ по 20 и по 30: голы,
что бубны, без рубах, наги, страшны зело. А в воротех из сел
проехать нелзя2 ни с чем; все рвут, что сабаки3: драва4, салому5 и6
сено. Харчь в Фастове всякой7 дешевъ очень, кажетца8, дешевле
киевскаго, а от Фастова пошло дороже въдвое9 или втрое. И тут
купецкия люди платили мыто. Стояли мы в Фастове с полдня.
И пошли ис Фастова, и начевали в селе10 Палееве Мироновке.
И во втарый11 день, в мясные заговины12*, пришли в городок Паво-
лочь*. Тот городокъ у Палея уже парубежной13 от ляхов. А когда
мы приехали и стали на площади, - а того дни у них случилось14
много свадеб, - такъ нас оступило15, как есть около медведя, все
л. 21. казаки, // палеевщина1, и свадьбы покинули. А все голудба беспар-
тошная2, а на ином и клака3 руба нетъ. Страшны зело, черны, что
арапы, а лихи, что сабаки4, - из рукъ рвут. Они5 на нас, стоя, дивят-
ца6, а мы втрое, что таких уродов и отроду не видали; у нас на
Москве и на Петровском кружале* не скоро сыщишь7 такого8 и
одного. В том же городке мы начевали, ночь всю стереглись9. И той
ночь10 пожар учинился недалеча11 от нас, да скоро потушили. Тут
купецких людей мытом12 силно ободрали.
Февраля въ 6 день, в понеделник Сырныя13 недели*, о полудни
ядши хлеба, и набрали в дорогу всякого запасу14, поехали в степъ
глубокою15. И бысть нам сие путное шествие печално и унынливо;
не бе видети человека, точию пустыня велия и зверей множест-
л. 21 об. во: // козы дикие1 и волцы, лоси, медведи. Ныне же все разорено да
развоевано от крымцов*. А земля зело уходна2 и хлебородна, сады
что дикой лесъ: яблоки, орехи воложские3, сливы, дули - да все
пустыни4, не дают сабаки5-татары6 населятца7! Села толко населят-
ца8, а они, сабаки9, пришед и разорят, а людей всех в полон
поберут. Не погрешу ету10 землю назвать златою, понеже всего на ней
родитца11 много. И идохом тою пустынию12 пять13 дней, ничто же
видеть14 от человекъ.
И февраля15 въ 11 день пришли в город ляцкой Немерово* и
стахом на постоялом дворе у валошинина16. Град Немеров жильем