XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
219
л. 209 об. мошна есть. Понеже // обѣщастеся со мною умрети, а нынѣ не
можете единаго часа побдѣть со мною. Вы же спите, а Июда спешить
предати мя июдеомъ" - и потъ с него лияшеся, яко капля крове.
И тотъ камень мы цѣловахомъ.
И оттудова поидохомъ на гору Елеонъскую. И мало пошедъ от
того мѣста, лѣжить камень великъ. А сказывають, что с того-де
камени Христосъ сѣлъ на осля, когда въехолъ во Иерусалимъ.
И тотъ камень мы цѣловахом. И оттуду поидохомъ на вѣрхъ горы
л. 210. Елеонския. А от Гепсимании до верху горы с полвѣрсты будет, //
а от Иерусалима до горы съ веръсту будеть.
Гора Елеонская зело красовита, велми высока, и красна, и пре-
дивна, а по ней растут древа масличныя. На самомъ верху горы
есть мѣсто Господне, гдѣ Христосъ стоялъ со ученики своими.
И вопрошаша его ученицы о кончинѣ вѣка сего. Онъ же рече
имъ: "Не можеть сего ни Сынъ человѣчески вѣдати и никтоже,
токмо Отецъ". И от того мѣста видно Иорданъ-рѣку и Содомсъ-
кое море. На том же верху горы Елеонския стоить церковь Возне-
л. 210 об. сение Христово, а въ той церкви на преддверии лежить камень //
вѣликъ, плоскъ. И с того камени возънѣсеся Христосъ на небѣса
предъ ученики своими. И на том камени вообразися стопы
Христовы, и нынѣ одна ступенъ знать и донынѣ. Мы же, грѣшнии, тотъ
камень и тотъ ступѣнь цѣловахомъ, и иныя странныя от христиан
цѣлують. А на полуденою страну Елеонския горы стоить гробъ
святыя мученицы Пелагеи, и въладѣють тѣмъ мѣстомъ туръки, и
стоить надъ тѣмъ мѣстом мечетъ турецкой.
А от горы Елеонския до Вифании, гдѣ праведный Лазарь умре
л. 211. и ту Господь воскреси его, яко три // поприща от Иерусалима до
Вифании. И тутъ стоить церковь Восъкрѣсение Лазарево, друга
Божия; а въ ней гробъ Лазаревъ и сестры его Марфы и Марии; а
нынѣ тою церковию владѣють арапы-босурманы. А когда мы
пришли къ пещерѣ, гдѣ бысть Лазарь пъравѣдный погрѣбенъ
бысть, тогда орапы принесли намъ огня. Мы же имъ даша съ че-
ловѣка по алтыну да и пошли въ пещеру. Итьти, гдѣ былъ гробъ
Лазаревъ, что въ походной погребъ по лѣсънице глубоко, да и не
одъна лѣсъница куликовата, - а безъ огня невозъможно итить,
л. 211 об. темно, - три // лѣсницы итить с поворотамъ. А въ полу пещеры
выдеть въбокъ церковь Лазареву, а нынѣ туръки мечты творять.
И тако мы цѣловахомъ мѣсто, гдѣ Лазарь лежалъ, да и вышли ис
пещеры. И поидохомъ опять на Елеонъскую гору, к тому камени,
гдѣ Христосъ возънесеся на небеса, поклонихомся тому камени и
целовахомъ. А когда съ Елеонъской горы глянешъ во Иеруса-