XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
218
Тексты
А когда вышедъ изъ Гепсиманъскихъ воротъ и зъшедъ въ по-
лъгоры, тутъ лежить камень, на нем же убитъ архидияконъ Сте-
фанъ. И на томъ камени кров его знать и до сего дъни - тотъ
камень красенъ. Мы же, грѣшънии, тотъ камень цѣловахомъ и на
благословѣние его брахомъ.
И от того камени поидохомъ во юдоль Ософатову. И в самой
л. 207 об. юдоли стоить село Гепсимания // святыхъ богоотецъ Иакима и
Анны. А от градъцкихъ воротъ до села Гепсимании якобы из лука
стрелити. Село Гепсимания стоить по конецъ юдоли Плачевной.
Церковь каменная, а ходъ въ нѣе лѣствица утвержена, что въ
погрѣбъ; а на полу лѣсницы стоить гробъ Иакима и Анны. А
когда сойдешъ с лѣсницы вънутрь церкви и напъраво поворотишъ
къ востоку, тутъ стоить предѣлецъ нѣвеликъ, каменъной, а в
немъ гробъ Пресвятыя Богородицы изъсѣченъ от мрамору бѣла-
го. А надъ гробомъ висять 12 канъдилъ склянечныхъ с масломъ
л. 208. деревяннымъ от разъ//ныхъ вѣръ. А зажигають кандила, когда
бываетъ служба. А служба бываеть по воскресеньям, потому что
стало внѣ града. А иногда и недели 3 не бываетъ, когда турки
воротъ Гепсиманскихъ не отопруть. А служать на гробѣ Богороди-
цыномъ на самомъ латыни, а грѣки позади служать гроба Богоро-
дицына. А въ прѣдѣлъ ко гробу Богородицыну въходять че-
ловѣкъ по 5 и по 6, а то нелъзя и покълонитца, и гробъ целуютъ.
А гробъ Пресвятыя Богородицы подлинѣе Христова гроба полу-
пядию, да поуже. А от того гроба Богородицына 5 сажень въверхъ
л. 208 об. церкви - окно // кругло. А сказывають про то окъно греки, что де
тѣмъ окномъ възято тѣло Пресвятыя Богородицы изъ гроба, а
гдѣ - Богъ вѣсть. А ту пещеру турки запирають, и мыто емлють
да и пущають, а с=тарцовъ не беруть.
А когда вышедши вон изъ церкви Гепсиманъской, и на лѣвой
сторонѣ тутъ пещера невѣлика каменная. Тутъ Июда Христа пре-
далъ пребезаконнымъ июдеомъ на пропятие. И тутъ мы ходи-
хомъ, и въ пещерѣ мѣсто цѣловахомъ. И оттолѣва идохомъ
налѣво, на Елеонъскую гору прямо. От тоя пещеры на полъдни,
л. 209 якобы вержениемъ камени, стоит // древо маслечное. Подъ тѣмъ
дрѣвомъ Христосъ постился и ко Отцу молился: "Отче нашъ, аще
возъможно, да идетъ чаша сия мимо меня, аще ни - буди воля
твоя". А то дрѣво и до сего дни зелѣно, и на благословѣние ево
беруть от иных странъ. Да тут же есть камень зело великъ, и плоскъ,
и высокъ, якобы въ груди человѣку. На томъ камени ученицы его
спаша, когъда Христос молился. И пришедъ къ ним, они же сномъ
отягченны. Тогъда Христос имъ рече: "Спите протчѣе, почивайте,
бдите и молитеся да не внидете въ напасть. Умъ бодръ, а плоть не-