XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
111
И от той купѣли мало пошедъ, якобы вержениемъ камени,
домъ Иоакима и Анны на той же сътранѣ. Въ томъ дому церковь
л. 205. сотворѣна во имя ихъ; да въ том же // дому пещера, гдѣ родися
Пресвятая Богородица. Изъ тое пещеры два окна въверхъ; а ска-
зывають, что однимъ окном въниде ангелъ Господень ко Аннѣ
благовѣстити зачатие о рождествѣ, а другимъ изыдѣ; да тово, ска-
зывають, тѣхъ оконъ не было. А живуть въ ней турки, а христия-
не приходять помолися; а погани турки беруть мыто, а с калугеров
не беруть, потомъ и въ церковь пустять. И мы, грѣшнии, сподоби-
лися всѣмъ тѣмъ мѣстам поклонитися. Да в том же дому стоить
дрѣво дафиново, на нем же видѣла святая Анна гнезъдо птичье и
л. 205 об. молитву творяща. // И то древо стоить зелено и до сего дъне, и с
плодомъ, мы и плодъ видѣли.
А противу таво дому подлѣ градской стѣны ровъ велик, въ
него же въверженъ бысть Иеремия Пророкъ со лвомъ. А тотъ ров
подъ градцою стѣною. Α нынѣ онъ неглубокъ, заволокло тиною;
а гълубиною подобно какъ у насъ на Москвѣ у Спаскихъ воротъ
и у Кремля или поглубе. А в немъ растуть древа масличныя, и
овощи турки садять.
Да на той же странѣ къ градцкой стѣнѣ бывалъ домъ Каиа-
финъ, а нынѣ въвесь засыпанъ землею. А та земля ношена з горы
л. 206. Голгофы, гдѣ Крестъ // Христовъ обрѣтенъ. Тотъ Каиафа, когда
велѣлъ Крестъ Христовъ схоронить и засыпать землею подъ
горою Голгофою, а со въсего града заповѣдалъ жидомъ всякой соръ
и гной на ту гору носить, гдѣ Крестъ Христовъ засыпаша землею.
Помыслиша себѣ июдеи, яко будеть Христову Кресту възыскание.
А с Крестомъ Христовымъ и два разбойнича быша сохранены.
А когда бысть възыскание Кресту Христову, тогда царица Елена
повелѣла ту землю носить на Каиафинъ домъ - и нынѣ то мѣсто
высоко насыпано.
л. 206 об. А от дому Иакима и Анны мало // пошедъ, тутъ градъция
врата, что к селу Гепсимании. А когда въвойдешъ въ башню и в
вънутрь града, во вратѣхъ въ стѣне камень вѣликъ, кабы да нево
въ груди человѣку, а въ камени вообразися стопа человѣческая
глубока, что въ воскъ. А сказывають про ту ногу, что анъгелово
воображение. Когда-де июдеи ведоша Христа на распятие, тогда-
де тѣ врата жидове заперли и народу не пустили смотрѣть, тогда-
де анъгелъ Господень тѣ врата отворилъ: плечемъ во врата, а
ногою въ камен въперъ - такъ въ камени нога и вообразися. И тако
л. 207. отворилъ // врата, изыде народъ въвесь на позоръ Христовъ. Α тѣ
врата от Всясвятая Святыхъ недалече, яко изъ лука вержениемъ.
Мы же, гърѣшнии, ту стопу целовахомъ.