XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
216
Тексты
Соломономъ, разорена вся до основания Титомъ, царемъ Рим-
л. 202 об. ским, // толко осталось одно Мѣрило праведное, ничим же не вре-
жденно. Α нынѣ на томъ мѣсте стоять 2 мѣчета турецкия изъряд-
ныя; а турки, сабаки, отнюдъ не пустят посмотреть. А кто пойдеть
посъмотреть, убивають тово или потурчать. И намъ грѣки зѣло о
томъ внущали, чтобы мы не ходили. И водили насъ по
Иерусалиму да указывали, чтобъ не ошиблися, въ тѣ бъ врата не ходили. А
они, сабаки, въ ворота-та туда пустять, а оттудова-та и не пустять.
И когда пойдешъ от Великия церкве къ Гепсиманъскимъ
л. 203. воротамъ, // и тою улицею ититъ дурно силно и скаредно: тутъ по
той улицы турки дѣлають сафьяны. И пошедъ немало, тутъ по-
токъ Кедръской; а на правой руки, какъ вышедъ на потокъ, и тутъ
стоить домъ богатова: на самом потоке ворота, подъездъ под тот
дворъ, сквозь ево улица. А какъ пойдешъ въверхъ потоку и на по-
воротѣ на правой руки, въ улицу какъ поворотишъ, тутъ на углу
лежить каменъ, на выходѣ потока Кедрьскаго, широкъ, в аршинъ
длины, а поперѣчены въ 3 четверти. На томъ-де камени Христос
л. 203 об. упалъ со Крестомъ, // когда его вели воины на пропятие. И тотъ
мы камень целовали часто, какъ бывало ни пойдемъ въ Епсима-
нию, на дороге лежитъ.
И от того камени пойдешъ на гору якобы вержениемъ из лука,
стоить Преторъ, гдѣ Христа судилъ Пилатъ, и гдѣ по ланитам
Его, свѣта, били. И тотъ Преторъ цѣлъ и доднесь, не покрыть,
а индѣ камения стали вывалеватца, переходомъ и здѣланъ чрезъ
улицу. А сею улицею Христос вѣденъ, и та дорога вымощена ка-
менѣмъ высоко. И по тому пути християне не ходять, толко турки
л. 204. ходять да орапы. //
И от того Претора немало пошед, стоить купѣль Овчая, - въ
ней же анъгелъ Господень по вся годы возмущаше воду, а при той
купѣли былъ* притворъ Соломоновъ, - глаголемая Вифезъда,
5 притворъ имущи; тутъ лежаще множесътво болящихъ. А
притворъ Соломоновъ весь разбитъ до основания, толко одна купѣль
Овчая во дворѣ худѣ. А тутъ живѣть турокъ и берѣть съ че-
ловѣка по 2 денги, а со старцовъ не берѣть. Α купѣль глубока,
зъдѣлана колодеземъ круглым; а жерело въ купѣли уско, толко
л. 204 об. кошель проходить; а вервь у ко//шеля мы сами навязовали, сажен
будеть 10. Мы же, грѣшнии, изъ той купѣли пили воду, и вода
зѣло хораша. Въ той купѣли въ притворѣ Христосъ разслаблен-
наго исцѣлилъ и хананею помиловалъ. А та купѣль у турокъ зѣло
въ прѣзорѣ: пустой дворъ, огородба зѣло окола ево худа. А та
купѣль противу ръва, гдѣ Иеремия Пророкъ въверженъ бысть;
а ровъ Иеремиевъ на другой сторонѣ улицы.